И профессиональные комментаторы, и простые граждане давно привыкли к тому, что конфликт — нормальное состояние украинской политической системы. Каждое обострение этого конфликта приводит к очередному политическому кризису. Каждый такой кризис, разумеется, имеет свои особенности. Нынешний отличается тем, что может лишить будущие президентские выборы всякого политического смысла. Превратить их в не имеющее значения ритуальное событие. Возможно, под угрозой существование самого института президентства в Украине.

Фактический выход фракции партии Ющенко из блока с партией Юлии Тимошенко (БЮТ) не стал неожиданностью. Еще весной текущего года председатель секретариата президента Виктор Балога делал специальное заявление, в котором обвинял Тимошенко в сознательном разрушении "оранжевого" единства и сближении с оппозиционной Партией регионов. Премьер, в свою очередь, называла сотрудников секретариата президента главными виновниками кризиса в демократической коалиции. Особое недовольство вызывало у Тимошенко открытое вмешательство этих сотрудников в работу правительства. То, что противостояние между президентским аппаратом и кабинетом министров закончится громким скандалом, было очевидно.

С другой стороны, осенний кризис был обусловлен еще больше углубившимся политическим расколом между Востоком и Западом Украины. В украинских средствах массовой информации сегодня существует мощное лобби, освещающее события с прокремлевской точки зрения. Влияние этого лобби вполне сопоставимо с влиянием прозападных СМИ Украины. Чтобы избежать недопонимание, уточню еще раз: речь идет именно о прокремлевском лобби, а не об абстрактных пророссийских настроениях. Естественное тяготение русского и русскоязычного населения к Москве ловко используется в политтехнологиях внешних и внутренних противников Ющенко. Цель этих политтехнологий — выгодно показать режим Путина-Медведева на фоне украинского хаоса. Очень многие на эту "разводку" клюют. Правда, в сложившейся ситуации во многом виноват сам Ющенко, раздражающий Восток поощрением параноидальной формы украинского национализма.

Логика борьбы за власть привела сейчас Юлию Тимошенко к сближению с так называемыми пророссийскими силами (Партией регионов и коммунистами). Разумеется, работать на Кремль она не собирается. Это удел менее амбициозных фигур вроде Натальи Витренко. Бороться за роль главного друга Москвы с Виктором Януковичем Тимошенко тоже не выгодно. Такая борьба привела бы к размежеванию среди ее электората. Позиция премьера, как и прежде, будет центристской. В этом смысле показательно отсутствие четких высказываний Тимошенко по поводу недавних трагических событий на Кавказе. Обсуждение этой темы на первом заседании открывшейся сессии Верховной Рады также провалилось. Ни предложение коммунистов признать независимость Абхазии и Южной Осетии, ни предложение "Нашей Украины" осудить действия России в Грузии не набрало необходимого количества голосов. Блок Юлии Тимошенко не помог перевесить ни одной, ни другой стороне. Гораздо более важными для БЮТ были другие проблемы.

Консолидируемым голосованием Партии регионов, коммунистов и БЮТ был принят целый пакет законов, существенно урезающих полномочия президента. Глава кабинета министров теперь имеет право увольнять министров иностранных дел и обороны, вести международные переговоры, не руководствуясь президентскими актами. Кроме того, из закона о Кабмине исключены положения об обязанности отвечать на президентские обращения и возможности президента или его представителя принимать участие в заседаниях правительства. Также президент теряет право на инициативу подготовки и принятия актов кабинета министров и даже на ознакомление с его стенограммами. Предельно упрощена и процедура импичмента.

Как и следовало ожидать, последовали взаимные обвинения. Виктор Ющенко в своем обращении к народу назвал решения парламента незаконными, а деятельность Юлии Тимошенко антиукраинской. В ответ премьер заявила, что Ющенко уже во второй разваливает демократическую коалицию и сообщила о том, что готова отказаться от участия в президентских выборах. На жест доброй воли это, конечно, не похоже, так как если принятые законы действительно войдут в силу, президент превратится в чисто декоративную фигуру. Реальная государственная власть будет сосредоточена в руках премьера.

В сложившейся кризисной ситуации Тимошенко пока переигрывает Ющенко. По закону президент имеет право распустить Верховную Раду и назначить внеочередные выборы, если депутаты в течение десяти дней не объявят об окончательном роспуске старой коалиции и если через тридцать дней не создадут новую. Однако назначение внеочередных выборов было бы крайне не популярной мерой. Политические противники Ющенко от такого поворота событий только выиграют. По всей видимости, Тимошенко и ее союзники стремятся полностью дискредитировать Ющенко, а вместе с тем сделать пост президента чисто номинальным. Поскольку победу на выборах главы государства в Украине никто не гарантирует, Юлию Владимировну вполне устраивает парламентская республика, где первым лицом страны является премьер.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter