Весь мир следил за встречей руководителей двух держав, определяющих судьбы современного мира. Одни обозреватели с надеждой, другие с напряженным ожиданием всматриваются в ее итоги...

Долгий путь к вершине

Визиту американского президента в Россию предшествовали ознакомительные встречи дипломатов и парламентариев обеих стран, заседание Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе при Конгрессе США (где выступали известные российские деятели и журналисты: Светлана Ганнушкина, Алексей Малашенко, Елена Милашина, вдова Пола Хлебникова Муза и другие), отчет за 2008 год правозащитной организации Freedom House, в котором, впервые с распада СССР, Россия была названа не просто недемократической страной, но страной, угрожающей миру своей ползучей коррупцией, и записана в "компанию" к Пакистану, Ирану, Китаю и Венесуэле...

Состояние российско-американских отношений накануне визита Барака Обамы в Москву описал, подытожив многочисленные дискуссии в США, один из многолетних экспертов по России Стивен Сестанович: "Было много энтузиазма с обеих сторон насчет идеи перезагрузки. Но саммит проверит, смогут ли стороны "нажать кнопку перезагрузки", даже если у них различные взгляды на то, что под этим понимается... Но расширение НАТО, похоже, притормозилось; бюджет Белого дома для ПРО существенно уменьшен. В этих условиях можно ожидать, что будут установлены разнообразные и более продуктивные взаимоотношения, но этого не произойдет, если Россия намерена добиваться окончательных соглашений по всем аспектам. Российские деятели недавно говорили, что не удовлетворятся общими декларациями о понимании, они хотят соглашений, предусматривающих юридические обязательства".

Относительно ПРО Сестанович замечает, что, хотя система сама по себе не может угрожать России, российские деятели хотят "проверить, насколько они могут давить" в этом вопросе.

Но "американцы не намерены идти на большие уступки лишь для того, чтобы достичь соглашения по СНВ-1... Мы увидим, кто первым не выдержит, вглядываясь в глаза друг другу, и моргнет".

Еще критичнее высказался лондонский журнал The Economist: "В последние 10 лет, при Путине, Россия стала более националистической, коррумпированной и корпоративистской. Ее экономика хотя и значительно увеличилась, но стала еще более зависимой от нефти и газа, а индустрия — под контролем группки клептократов-придворных и бывших шпионов". The Economist предостерегает Обаму не делать различий между Путиным и Медведевым (увы, Обама как раз и поддался этому соблазну).

Моргнули оба. Друг другу

Вопреки мнению скептиков встреча прошла в более чем теплой обстановке. Кроме официальных встреч, Обама провел абсолютно новые для российского общества мероприятия: выступление в элитном вузе и встречу не только с политической оппозицией, но и с представителями деловых кругов и с руководителями некоммерческих гражданских организаций.

Подытожив, можно отметить: больше было деклараций о понимании, чем конкретных соглашений. Но эти декларации — начало долгого движения навстречу друг другу и сотрудничества по небывало широкому кругу вопросов.

Главными, как и намечалось, стали вопросы стратегические. Здесь не было подписано ничего конкретного. "Хотя ничего не было сказано о предполагаемом размещении в Центральной Европе элементов американской системы ПРО, Обама и Медведев согласились поручить экспертам проанализировать потенциальную угрозу атаки баллистических ракет и выработать соответствующие рекомендации. В заявлении участники саммита подтвердили намерение обеих стран продолжать борьбу с терроризмом, вооруженным экстремизмом и нелегальной наркоторговлей в Афганистане. Договоренность предусматривает, среди прочего, обмен финансовыми разведданными...

("Обмен" с Россией "разведданными", особенно "финансовыми", по Афганистану в предшествующие годы несколько раз приводил американцев к необходимости перепроверять эти "данные", в частности насчет назойливых сообщений о якобы воюющих в рядах "Аль-Каиды" чеченцах. Журналист радио "Свобода" лично выезжал в командировку в Афганистан и ни одного чеченца там не встретил.)

Представители США и России также подписали соглашение, разрешающее доставку американских войск и военного снаряжения в Афганистан через российское воздушное пространство. Предусмотрено до 4500 военных рейсов в год — около 12 в сутки. Но Россия не будет взимать транзитных пошлин, а самолеты ВВС США не будут садиться на российской территории. По сведениям Белого дома, воздушная доставка позволит экономить в год свыше 130 млн долларов на горючем и прочих расходах", — сообщает служба новостей "Голоса Америки".

Стороны наметили к декабрю подписать соглашение о сокращении ядерных арсеналов не менее чем на четверть, отмечает The New York Times. На США и Россию приходится 95 процентов ядерных вооружений мира, и Обама призвал, чтобы обе страны были лидерами в процессе глобального противодействия распространению ядерного оружия, а также в деятельности по его сокращению. Обама надеется, что Россия сможет помочь обуздать разработки ядерного оружия в Иране и Северной Корее (поможет ли Россия или, наоборот, подстегнет эти разработки, покажет ближайшее будущее).

По подписанному 6 июля соглашению, стороны обязались сократить количество боеголовок на 1500–1675 в течение 7 лет и установили лимит средств доставки: от 500 до 1100 единиц (по нынешним договорам, лимит составляет 1600 единиц). Вместе с тем, как рассказали сотрудники администрации Обамы, президент США не увязал новые соглашения по СНВ с какими-либо уступками по ПРО, хотя проект, разработанный еще при Буше, сейчас подвергается ревизии, замечает The New York Times.

Более существенным представляется возобновление деятельности совместной комиссии по розыску россиян и американцев, пропавших без вести в войнах: Второй мировой, Корейской, вьетнамской и советско-афганской. Эта комиссия была учреждена в 1992 году, однако в 2006-м Москва приостановила прямой доступ американских специалистов к российским архивам. Комиссия в составе четырех рабочих групп также занимается выяснением судьбы граждан обеих стран, пропавших в годы холодной войны.

Еще более важным представляется установление связей Обамы с российскими деловыми кругами, элитным вузом, оппозицией и гражданским обществом. Американские официальные лица, сопровождавшие Обаму, сказали, что президент США в беседах с глазу на глаз с российскими лидерами настоятельно поднимал вопросы, связанные с необходимостью установления власти закона в России. Обама также публично заявил о том, что новое дело Ходорковского производит "странное впечатление, это будто бы лишь новый вариант прежних обвинений".

"Нужно не только нажать кнопку "перезагрузки" между правительствами Америки и России, но и наново начать взаимоотношения между нашими обществами — больше вести диалог, больше прислушиваться друг к другу, больше сотрудничать в преодолении общих вызовов. История учит нас, что реальный прогресс, будь то экономический, социальный или политический, осуществляется не сверху вниз, а снизу вверх", — подчеркнул президент США на встрече с общественными деятелями. Затем Обама рассказал о собственном опыте работы в чикагских общественных организациях помощи бедным. "Я усвоил урок: если хочешь изменить что-либо к лучшему, недостаточно ждать, пока что-то предпримет государство. Ты должен сам предпринять конкретные действия по улучшению жизни людей".

Акцентировав внимание на том, что каждая страна вольна идти своим путем, Обама в то же время заявил, что,

по его мнению, нет "американских идеалов, которые были бы монополией одной страны. Это универсальные ценности. Это права человека. И поэтому США будут поддерживать их везде. Это наше обязательство".

Визит Обамы, во время которого он уделил внимание и представителям российской оппозиции, дает надежду на то, что в России возобновится продвижение к демократии, законности и соблюдению прав человека. Как отмечает политический обозреватель сайта Грани.Ru Дмитрий Шушарин, вспоминается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году: заключительный акт о правах человека сыграл в истории куда более важную роль, чем его основное содержание, закрепившее раскол Европы на Западную и Восточную, оккупированную СССР.

Обама также во всех встречах подчеркивал, что каждая страна имеет свой суверенитет и вольна выбирать друзей и союзников. При этом президент США специально говорил о необходимости соблюдать суверенитет Украины и Грузии и уважать их право на "выбор союзников". Обама также подчеркнул, что ни одна из наших стран "не хочет возобновления военного конфликта с Грузией". Правда, Обама констатировал, что с премьер-министром Путиным в этом вопросе "мы вряд ли достигнем согласия в ближайшие годы".

Слова Обамы в поддержку Грузии и Украины были с удовлетворением встречены в этих странах. "Если до визита Обамы в Москву политобозреватели Грузии оценивали возможность новой войны с Россией на 80 процентов, то после визита вероятность снизилась более чем вдвое", — заявил в передаче по американскому русскоязычному каналу корреспондент из Тбилиси Марк Рывкин. Он отметил, что резко снизилось число нападок на Грузию в российских СМИ.

Резонанс за океаном

Ведущие американские газеты The New York Times, The Washington Post и агентство The Associated Press, с осторожным оптимизмом констатируют, что первые шаги США и России к сближению удались. Общий тон был теплым, открытым и искренним, обе стороны выявили желание покончить с наследием холодной войны и перейти к прочному сотрудничеству. Но

некоторые обозреватели считают, что Обама зашел слишком далеко в обещаниях еще недавнему врагу по холодной войне.

Кроме того, широкая программа Обамы по ядерному разоружению, считают оппоненты, не приведет к желаемым результатам, так как Северная Корея или Иран вряд ли последуют благородным призывам и примерам США и России, а вот разоружаться перед лицом их угроз слишком опасно.

Так, бывший посол США в ООН Джон Болтон полагает, что намечается слишком сильное сокращение средств доставки ядерных вооружений. Эксперт по России еще с советских времен, корреспондент журнала The Economist Эдвард Лукас отметил, отвечая на мой вопрос о его впечатлениях от визита Обамы, что очень важно, чтобы президент США подчеркивал нелегитимность и преступный характер чекистского режима в России. Это можно продемонстрировать, прежде всего отдав честь жертвам советских репрессий (к примеру, возложить цветы к Соловецкому камню), и Обама допустил промах, не предприняв этого.

Кто есть who за кулисами?

Специалист по России, профессор Стенфордского университета Майкл Макфол в одной из своих книг подводит горестный итог тому, как во времена Ельцина и особенно Путина американские политики и политологи враз потеряли Россию в попытках поддержать ее реформирование. Главные идеи Макфола – держать прочные связи с российской демократической оппозицией, предоставлять ей легальные возможности для осуществления своей миссии – были почти полностью заброшены во время президентства Буша-младшего.

Увы, другие члены "российской команды" Обамы не столь честны и беспристрастны, как Макфол.

Андрей Пионтковский отмечает, что главные советники Обамы в российских делах – Генри Киссинджер, Джеймс Бейкер, Томас Грэм и Дмитрий Саймс – не занимают официальных должностей в Белом доме, но Бейкер — консультант в "Газпроме" и "Роснефти", а группа по лоббированию The Kissinger Associates, российский отдел которой возглавляет Грэм, сотрудничает с рабочей группой Киссинджера – Примакова, квазичастной корпорацией, якобы стремящейся улучшить взаимоотношения между Россией и США. Грэм часто подбрасывает Белому дому советы, например взять курс на "финляндизацию Украины" (согласие на подчинение ее "сфере влияния" чекистской России, как в свое время произошло с Финляндией), чтобы Россия "и дальше не мешала Штатам всюду, где только может".

Бойтесь российских данайцев, дары приносящих, мистер Обама!

Надежда Банчик

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter