Власти Евросоюза решили взять на вооружение лозунг испанских антифашистов. "Но пасаран", или "Они не пройдут" — эта фраза в том или ином виде слышится все чаще от Северной Европы до Апеннин. Речь идет о противостоянии отдельных государств и общеевропейских директив. В настоящий момент камней преткновения два.

Первый — нежелание богатых членов ЕС (Франция, Германия, скандинавские страны) спасать бедных членов ЕС (Ирландия, Греция, Португалия). Первые справедливо возмущаются: как это так — на наши деньги будут спасать бездельников, которые весь свой бюджет потратили на непомерно высокие социальные пособия и фактически довели страну до дефолта? Вторые возмущаются еще больше: мол, мы — часть единого европейского пространства, а значит все остальные должны нам помогать.

Другая проблема, и она сейчас набирает обороты, — проблема иммигрантов. Причем речь здесь идет не только о нелегалах. Законные документы, выданные людям в одной европейской стране, отказываются принимать в другой.

До последнего времени разброд и шатание в умах националистически настроенной оппозиции удавалось сдерживать проевропейски настроенными правительствами (во Франции, в Германии). Однако в Старом Свете вовсю идут выборы, и ситуация накаляется с каждым днем. Началось все с Франции, где ультраправые во главе с Марин ле Пен показали неожиданно хороший результат. Теперь очередь Финляндии.

Движение "Истинные финны", или True Finns настолько идейное, что даже сайт у него исключительно на финском языке. Как говорят жители страны, на суоми. На этом языке название партии звучит как Perussuomalaiset — непривычный набор звуков для уха среднего европейца, поэтому параллельно с ним используют нейтральный англоязычный бренд. Неприкрытый шовинизм в век постоянно декларируемой европейской толерантности, как ни странно, сыграл партии на руку.

Именно благодаря своей ультраправой предвыборной программе "Истинные финны" смогли набрать 19 процентов голосов на прошедших парламентских выборах.

На избирательных участках было не протолкнуться: явка составила рекордные 70 процентов. Как утверждают жители страны, нынешнее правительство во главе с Мари Кивиниеми откровенно не слышало голосов и пожеланий простого народа. Помогали бедным странам, привлекали иммигрантов, спонсировали "всякие непонятные" программы вроде поддержки современного искусства. И все это за счет финских налогоплательщиков. В итоге правящая партия "Финляндский центр" с трудом заняла четвертое место, едва-едва набрав 15 процентов голосов. 19 процентов "Истинных финнов" — это всего лишь третья строчка. Казалось бы, не самый достойный результат, но разрыв с первыми двумя местами ничтожный. Вторыми на выборах финишировала Социал-демократическая партия под предводительством президента Тарьи Халонен — у них 19,1 процента. Лидером с 20,4 процента стала Национальная коалиционная партия, которую возглавляет нынешний министр финансов Юрки Катайнен. Это лучший результат организации за всю ее практически столетнюю историю. В результате НКП получила 44 места в Eduskunte, финском парламенте.

Но все же настоящими триумфаторами стали "Истинные финны". С шести мандатов по итогам выборов 2007 года они увеличили свое представительство до 39! Председатель партии Тимо Сойни говорит: "Мы не экстремисты, мы всего лишь представители простого народа, можете спать спокойно". Однако "простой народ" далеко не так прост на поверку. Сойни уже заявил: для того, чтобы парламент функционировал нормально, остальным партиям стоит создать с Perussuomalaiset коалицию.

Представляется, что объединение трех ведущих партий (НКП, социал-демократической и "Истинных финнов") в коалицию — наиболее вероятный исход событий. Об этой возможности в нейтральной форме заявил и глава НКП Катайнен. Кстати, именно ему прочат место премьера в новом правительстве.

В то же время эксперты не исключают и другого развития событий. Социал-демократы и Коалиционная партия могут проигнорировать "Истинных финнов" — слишком уж радикальная у них программа. Ультраправых в коалиции могут заменить партией шведского этнического меньшинства и "зелеными".

И дело здесь не только в национальном вопросе, но и в экономическом.

Если партия Тимо Сойни прорвется в правительство Финляндии, то на план помощи Португалии, обсуждающийся сейчас в Лиссабоне, скорее всего, будет наложено вето.

Ведь программа финансовой поддержки может действовать лишь в случае единогласного одобрения всеми государствами ЕС. А если финны бойкотируют бэйлаут, то за ними, вероятно, последуют скандинавские и германоговорящие страны. Появится прецедент, и на практике помощи европейским государствам в преддефолтном состоянии будет поставлен крест.

Это приведет к краху всей современной европейской экономической системы.

Правда, возможное бойкотирование бэйлаута — это лишь одна из причин, почему современная скандинавская политическая элита с подозрением относится к "Истинным финнам", считая их деревенскими выскочками. Глава шведского МИДа Карл Бильдт уверен, что "успех национал-популистов на финских выборах — явный повод для беспокойства". Причем беспокоиться стоит и самим избирателям:

в программе партии, среди прочего, есть идея о тотальном ужесточении иммиграционного законодательства.

Между тем многие эксперты отмечают: население Финляндии стремительно стареет, и единственный способ удерживать экономику на плаву — привлекать в страну иностранную рабочую силу на постоянной основе. Иначе через 50 лет от электората просто-напросто ничего не останется. Поэтому, если Сойни хочет своей партии долгой политической жизни, ему придется выбирать между громкими шовинистическими лозунгами и реальной заботой о процветании страны.

А вот на другом конце Европы от слов перешли к делу. Франция отказалась впускать к себе иммигрантов из стран Магриба.

И это несмотря на то, что у последних был временный вид на жительство, выданный правительством Италии и дающий право беспрепятственного перемещения по всей Шенгенской зоне. Сотни беженцев из Туниса наводнили приграничную итальянскую Вентимилью и пытались попасть на другую сторону рубежа. Но французские власти, не посмотрев ни на какие бумаги, стали останавливать поезда на границе. Всего это коснулось десяти составов. При этом требования пассажирам предъявляли сугубо экономические: нужно было подтвердить, что они располагают достаточными средствами, чтобы обеспечить себя на территории Пятой республики. Тех иммигрантов, кто не располагал деньгами, ссаживали. Сейчас железнодорожное сообщение восстановлено, но условия въезда во Францию все те же: необходимо доказать финансовую состоятельность.

В ответ МИД Италии выразил официальный протест Франции в связи с "остановкой международного железнодорожного сообщения". Глава дипломатического ведомства Франко Фраттини заявил в эфире французского телевидения, что Париж не имеет права не пускать тунисцев с выданными Италией видами на жительство, так как "документы действительны и признаны Францией, как и другими странами Шенгенского соглашения", и вновь пригрозил выходом Италии из Шенгенской зоны. Но итальянского дипломата не услышали не только во Франции, но и в ЕС. Комиссар ЕС по внутренним делам Сесилия Мальмстрем заявила, что Париж действовал в рамках закона и в интересах обеспечения безопасности собственного населения.

Таким образом, прецедент был создан, и последствия не заставили себя ждать. Другие страны ЕС также подумывают об ужесточении правил въезда.

Германия, Чехия и Австрия пока только критикуют: мол, Италии стоило посоветоваться с партнерами по Шенгену, прежде чем выдавать визы тысячам тунисцев. А вот Бельгия уже последовала примеру Франции и ввела денежный ценз на въезд — иммигрантам необходимо иметь при себе не менее 10 000 евро.

Что будет, если ЕС откажется помогать Португалии, представить несложно. Один сорванный бэйлаут может стоить Европе всей ее кропотливо выстраиваемой финансовой модели. К тому же это сыграет на руку националистически настроенным правительствам. Те обвинят ЕС в несостоятельности и будут шантажировать еврокомиссаров своим возможным выходом из Союза. Солнце новых политических движений встает над Старым Светом, но стоит помнить, что такой же расцвет ультраправые настроения переживали в 20-х годах прошлого века. Чем это кончилось, помнят все.

Григорий Деборчук

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter