КНР в последние годы заслуживает титул народной республики. Строя коммунизм в Поднебесной, китайцы не забывают и о комфорте. Развивающаяся программа доступного жилья, внедрение электроавтомобилей, прокладка ультрасовременных железных дорог, которыми заинтересовались даже в США — это лишь шаги, предваряющие путь длиной в тысячу ли. На 17-м съезде Компартии Китая, который прошел в марте, лейтмотивом звучало "улучшение качества" жизни населения. Улучшать его предлагается самыми разными способами. В программе развития на ближайшую пятилетку значится: возведение 10 миллионов новых домов, улучшение здравоохранения и образования (на это предлагается тратить до четверти бюджета страны), снижение вредных выбросов в атмосферу.

Однако не стоит забывать, что китайский коммунизм с капиталистическим лицом. По статистике официального Пекина, год назад в стране насчитывалось 140 долларовых миллиардеров и 875 000 "обычных" миллионеров. По неофициальной — примерно на треть больше. Средний возраст китайских миллионеров — 39 лет, и они на 15 лет младше, чем заграничные богачи. Средний китайский миллионер — выходец из небогатых слоев населения, по себе знает, что такое нужда и, как следствие, очень, очень любит роскошь. Статусные часы, дорогие машины, яхты, модная одежда — нет такой вещи, которой не заинтересовались бы богатые китайцы.

По прогнозам экспертов, через 5–7 лет Китай будет потреблять примерно половину всего мирового лакшери-рынка

(от англ. luxury — богатство, роскошь). Уже в прошлом году китайский рынок люксового сегмента достиг 30 миллиардов долларов. Еще столько же китайцы потратили за границей. В одной только Великобритании на рождественских распродажах китайские нувориши оставили около миллиарда фунтов стерлингов. Кроме того, на основании запросов богачей Поднебесной сейчас развиваются основные тренды в "премиальном" бизнесе. На прошедших в Шанхае выставке яхт и автосалоне все производители в один голос говорили: это очень динамично развивающийся рынок, мы прислушиваемся к каждому желанию клиента.

В то же время в Китае достаточно велика диспропорция финансового благосостояния населения. Поэтому власти потихоньку начали наступление на миллионеров. Даже не столько на них, сколько на товары, ими потребляемые. Сложно мотивировать простого рабочего на трудовые подвиги, если вокруг него отвлекающие билборды с изображением предметов роскоши. Поэтому

государство решило запретить наружную рекламу всего того, что подпадает под понятие "люкс".

За две недели из рекламного лексикона были исключены слова "первоклассный", "превосходный", "топовый", "королевский", "элитный" и прочие, указывающие на гедонистический образ жизни. За нарушение правила предусмотрен штраф до 4500 долларов.

К более серьезным мерам власти пока перейти не готовы.

Возможно, это связано со страхом потерять прослойку состоятельного населения: уровень эмиграции среди миллионеров и так чрезвычайно высок.

За последнее время почти треть обладателей состояний, превышающих 15 миллионов долларов, перебрались из Китая в другие страны. А 47 процентов — без малого половина оставшихся хотели бы уехать или уже подыскивают страну для эмиграции. Нельзя забывать также и о том, что дети многих состоятельных китайцев получают образование за рубежом и часто там же и остаются, создавая тем самым плацдарм для переезда родителей.

Преклонение перед Западом — сегодня для КНР это не идеологическое клише, а суровая правда жизни. Сначала богатеющий китаец учится любить западные продукты, постепенно привыкает красиво жить, а потом начинает смотреть на свою родину с вполне справедливым недоумением: "Я плачу в казну этой страны налоги, а что она может дать мне?" Увы, пока что Китай не дотягивает до западных стран ни по качеству предоставляемых услуг люкс-сегмента, ни по простоте условий и безопасности ведения бизнеса. Поэтому желание дельцов Поднебесной максимально оградить себя от китайской бюрократической машины вполне понятно. Власти со своей стороны не препятствуют отъезду состоятельных китайцев и стараются не распугать оставшихся. Поэтому чиновники КНР пока не спешат с введением налога на роскошь, изучая опыт других стран.

Сосед КНР — частично признанное государство Китайская Республика, что на острове Тайвань, своих миллионеров растерять не боится. Недавно там приняли закон, в соответствии с которым планируется взимать налог на предметы роскоши — прежде всего квартиры. Как утверждают власти, эта мера направлена на предотвращение спекуляций на рынке недвижимости. Теперь если гражданин хочет продать свое жилье через два года после приобретения, то он обязан заплатить в казну 10 процентов от ее стоимости. Если квартира продается через год после покупки, то сумма отчислений составит 15 процентов. Услуги членам элитных спортивных клубов, меха и изделия из редких видов животных стоимостью более 17 тысяч долларов также будут облагаться 10-процентной пошлиной. Что касается транспортных средств, то с них придется платить налог в том случае, если их стоимость превышает 100 тысяч долларов. Европейская торговая палата уже высказала опасение, что нововведение отрицательным образом скажется на экспорте таких традиционных ценностей Старого Света, как Mercedes и BMW.

Между тем налог на роскошь весьма распространен в мировой практике. В той или иной форме он существует во Франции, Великобритании, Хорватии, Италии и ряде других стран.

В Англии гербовый сбор на недвижимость (аналог налога на роскошь) выплачивается при покупке дома стоимостью более 250 тысяч фунтов. Размер платежа зависит от стоимости дома и составляет от 1 до 4 процентов. Более того, недавно глава Минфина Великобритании заявил в парламенте о скором повышении ставки подоходного налога для граждан страны, зарабатывающих более 150 тысяч фунтов стерлингов в год, с 45 до 50 процентов.

Во Франции пошлины приходится платить владельцам недвижимости стоимостью более 700 тысяч евро. Это создает дополнительные проблемы обнищавшим владельцам родовых замков, которым становится не под силу их содержать. Правда, если владелец проживает в имении постоянно, то для него предусмотрена 20-процентная скидка.

И все-таки больше стран, в которых отказались от отдельного налога на роскошь. Во многих государствах пришли к выводу, что он создает все условия для оттока капитала за рубеж.

По последним данным, Францию сейчас ежегодно покидают порядка 350 богачей, а потери государственной казны от такой миграции оцениваются в 25–28 миллиардов евро.

По мнению экспертов, необходимо сначала понять причины социального расслоения, а уж потом вводить новые пошлины на роскошь или налоги на большие состояния. В Китае, например, существующее расслоение происходит из-за ограничений на миграцию населения из сельской местности в города. Поэтому доходы жителей городов растут вместе со всей экономикой КНР, а доходы сельского населения остаются неизменными. В США разрыв происходит за счет 1 процента наиболее состоятельных американцев, которые за последние годы еще больше увеличили отрыв, в основном за счет операций на фондовом рынке в разгар мирового кризиса. Но даже там демократ Обама не спешит вводить специальные налоги для богачей, ограничиваясь лишь повышенным НДС на предметы роскоши, взимаемым исключительно с производителя.

В России ситуация и вовсе парадоксальная: вся страна платит 13-процентный налог с доходов, а бизнесмены, которые получают прибыль благодаря дивидендам с предприятий, платят 9 процентов (именно такова ставка на дивиденды).

Прошлогодний проект справедливороссов о введении отдельного налогообложения для элитной недвижимости, автомобилей, яхт и прочих люксовых вещей провалился. Не прошел он во многом из-за своего чрезмерного популизма: налог на роскошь позиционировался чуть ли не как спасение от бюджетного дефицита. Безусловно, изменение системы налогообложения таким образом, чтобы более состоятельные субсидировали бедных, — не самое плохое решение. Но и не панацея: как показывает мировая практика, дифференциация налоговой системы по уровню зарабатываемых денег гораздо более эффективна.

Другое дело, что она не везде работает и опираться нужно на специфику отдельно взятой страны. Богатые китайцы готовы платить увеличенный подоходный налог, но не потерпят дополнительного обложения предметов роскоши. Богатые американцы согласны переплачивать за лакшери-продукты, но введение отдельной ставки для миллионеров лишит Обаму существенного количества голосов.

Как всегда, особняком стоит Россия: наивно было бы предполагать, что наше правительство введет пошлины, напрямую затрагивающие его интересы. И проблема тут в том, что

у нас в стране понятия "наемный менеджер" и "инвестор" слились воедино.

Во всех развитых капиталистических странах они разделены: есть человек, который дает деньги, а есть человек, который этими деньгами управляет. Есть бизнесмен, стремящийся заработать как можно больше, а есть правительство, которое следит, чтобы все было отрегулировано в рамках закона. У нас же "путинская троица": чиновник, управленец и инвестор едины в трех лицах. И пока существует такая непродуктивная система работы, ни о каком прогрессивном пересмотре налогообложения и речи быть не может.

Григорий Деборчук

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter