Прошли времена белых колонизаторов. Теперь заниматься разработкой богатств Африки для европейца невыгодно, непрестижно да и просто немодно. За это дело со всем присущим развивающимся странам рвением взялись молодые сверхдержавы. Китайские финансовые потоки уже давно и обильно поливают африканскую землю, взамен вымывая оттуда полезные ископаемые. Но в искусстве освоения рынков и ресурсов Черного континента у Пекина появился серьезный соперник — Нью-Дели. Премьер Манмохан Сингх не так давно посетил Аддис-Абебу и выступил на второй африкано-индийской правительственной конференции.

У такого вмешательства на правительственном уровне есть свои причины. Если ориентироваться на реалии современной жизни, то индиец и африканец, руководствуясь старинной советской формулой, чуть ли не братья навек. Неважно, какой индиец: дравид, тамил или бенгалец, — и неважно, какой африканец: нигериец, эфиоп или угандиец. Сотрудничество между двумя регионами развивается семимильными шагами во всех направлениях, всех сегментах и всех областях.

За последний год объем экспорта в Индию из Африки вырос до 20 миллиардов долларов, а импорт составил 10 миллиардов.

Эти макроцифры видны и в микромасштабах — на каждом шагу и невооруженным глазом. В любом городе от Кейптауна до Кампалы можно найти магазин, ресторан или парикмахерскую, которой владеет выходец из Индии.

Крупный бизнес тоже стремится в Африку. Среди предпочтений — вклады в телекоммуникацию и сельское хозяйство. Такой выбор, по мнению экспертов, более чем оправдан, ведь 70 процентов африканцев заняты в агропромышленном секторе, а минимум у трети от всего населения континента есть мобильные телефоны. Не так давно пятый по величине сотовый оператор мира Bharti Airtel почти за 11 миллиардов долларов купил Zain. Она базируется в Кувейте, но в числе ее активов — компании в Марокко и Судане. По словам Кваме Овино, профессора Кенийского института экономики, индийские инвестиции в телекоммуникации привели к резкому снижению цен. Многие кенийцы раньше могли об этом только мечтать. Что еще важнее, индийцы вкладываются в фармакологический рынок.

Благодаря вложениям индусов африканцы получили доступ к дешевым лекарствам. А это не только здоровье отдельного человека, это залог общего экономического развития,

убежден эксперт.

И вот как раз на развитие индийцы обращают самое пристальное внимание. На форуме в Аддис-Абебе индийский премьер Манмохан Сингх заявил, что Индия планирует инвестировать в Африку 5 миллиардов долларов. К 2015 году инвестиции со стороны Нью-Дели должны составить уже 70 миллиардов. Также Сингх пообещал главам 15 государств, присутствовавших на форуме, что в ближайшие три года сотрудничество с Черным континентом будет серьезно расширено и перекинется на территорию его страны. Для африканских студентов в университетах Бангалора, Дели и Мумбаи зарезервировано 22 тысячи мест. В рамках специального проекта "Индийско-африканский виртуальный университет" будет обучаться еще 10 тысяч студентов. Дополнительные 700 миллионов долларов выделят на учебные программы в самой Африке.

По словам Манмохана Сингха, у Африки есть все возможности стать ведущим мировым регионом. И Индия поможет континенту реализовать его богатейший потенциал.

В первую очередь имеются в виду сверхперспективный и малоосвоенный рынок сбыта и бесценные минеральные ресурсы. Гонку и за то, и за другое активнее остальных ведет Китай, который аккуратно подкармливает местные режимы инвестициями, невзирая на политику. В этом — сильная сторона инвестиций Поднебесной. Китайцев никогда не волновало, каким имиджем обладает тот или иной африканский политик на международной арене. Если в стране есть необходимые ненасытной промышленности Народной Республики ресурсы, то можно не сомневаться: свою долю китайских вложений она получит. Правда, вложения эти осуществляются своеобразным способом.

На примере это выглядит так: некая китайская государственная компания приезжает в африканскую страну. С позволения правительства страны (для чего порой требуются бонусы в виде льготных кредитов) начинает добычу полезных ископаемых. Местные к добыче, как правило, не привлекаются: весь персонал и весь инструмент по добыче, вплоть до последнего гвоздя, завезены из Китая. Добытые ресурсы затем отправляются в Поднебесную, где перерабатываются. Это первая стадия. Вторая стадия — это когда в страну начинают заезжать китайские частники и заниматься розничной торговлей или же работать в секторе услуг. Африканцы любят покупать китайские товары: они дешевле европейских и быстрее доставляются. Причем не брезгуют китайским оборудованием и правительственные структуры Черного континента. Вот и получается, что

китайские кредиты уходят на китайские же товары.

КНР везде в плюсе. А что же достается Африке?

По мнению экспертов, прежде всего, континент получает бесценный опыт сверхбыстро развивающейся страны, которой сейчас является Китай. Кроме того, достаточно большая часть современной американской инфраструктуры сделана руками строителей из Народной Республики. Шоссе в Кении и Танзании, железная дорога Замбия — Намибия и даже Центр международных конференций в Каире — все это благодаря китайским мастерам. Но, несмотря на такую масштабную демонстрацию КНР благих намерений, ее часто обвиняют исключительно в шкурных интересах в отношении Африки.

Для того чтобы опровергнуть это расхожее мнение, У Банго, председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, совершил турне по Африке. И начал с ЮАР. У Банго заявил, что в последние годы китайско-африканское сотрудничество укрепляется с каждым днем, а за последние 10 лет китайско-африканский товарооборот увеличился с 10 до 126,9 миллиарда долларов. Можно с уверенностью сказать, что Китай стал самым крупным торговым партнером Африки. Но теперь, по словам Банго, необходимо развивать еще и политическое сотрудничество. Для этого будет создана специальная комиссия из парламентариев Китая и ЮАР. Вместе они должны выработать максимально эффективную стратегию для разработки законов, регулирующих инвестиции в сырьевые отрасли, считает председатель.

Так что успеть к разделу "черного пирога" — для Индии задача не из простых: китайцы даже по цифрам опережают ее в разы, что уж говорить о политическом влиянии.

Но, по мнению экспертов, одно преимущество у Нью-Дели есть. Это общее с африканцами колониальное прошлое. Оно позволяет общаться с ними буквально на одном языке — в данном случае на английском. Так что индийцы африканцам все же ближе, чем китайцы, как в географическом, так и в языковом смысле.

Григорий Деборчук

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter