В ноябре я написал статью о лидерстве Китая в области мобильной связи пятого поколения (5G). Не прошло и трех недель, как T-Mobile, одна из крупнейших американских фирм в сфере мобильной связи, предоставила пользователям систему 5G (по крайней мере, у нас в Twin Cities). Это произошло 5 декабря, через 35 дней после того, как три крупнейшие китайские фирмы в сфере связи запустили 31 октября систему 5G, созданную фирмой Huawei. Казалось бы, отставание Америки от Китая ликвидировано.

Но одновременно возник еще один неприятный сюрприз. В начале декабря были опубликованы данные исследования Программы международной оценки студентов (Program for International Student Assessment или PISA) за 2018 год. Такое обследование проводится Международной Программой раз в три года и считается очень важным рейтингом качества школьного образования. В ходе этого исследования сотни тысяч 15-летних школьников из десятков стран проходят развернутые тесты по главным предметам. Предыдущее обследование проводилось в 2015 году.

Россия в целом оказалась на 31-м месте среди 79 обследуемых стран и регионов. Россия сдвинулась вниз на три места против 2015 года.

Это неудивительно. Общая деградация, происшедшая в РФ, привела в том к числе к распаду системы образования и интеллектуального потенциала. Вспомним нищенские зарплаты российских учителей. Вспомним и быстрое распространение АЕУ (Арестантский Единый Уклад) в российских школах.

Гораздо больший интерес представляет смена мировых лидеров в области школьного образования. В области чтения (Reading) — умения читать и правильно понимать прочитанное — лидером впервые стал Китай.

Китайские школьники получили по чтению в среднем 555 баллов из 1000 возможных. Второе, третье и четвертое места получили школьники Сингапура, Макао и Гонконга (сплошь этнические китайцы!) — соответственно, 549 баллов, 525 баллов и 524 балла. Американские школьники получили по чтению всего-навсего 505 баллов и даже не попали в первую десятку!

Согласно тем же источникам, в области математики лидером также впервые стал Китай. Китайские школьники получили по математике в среднем 591 балл. Второе, третье и четвертое места получили школьники Сингапура, Макао и Гонконга — соответственно, 569 баллов, 558 баллов и 551 балл. Американские школьники получили по математике всего-навсего 478 баллов и вновь не попали в первую десятку! Следует отметить, что, в отличие от чтения, превосходство китайских школьников над американскими в сфере математики является очень серьезным.

Наконец, в сфере точных наук (Science — главным образом физика, химия плюс некоторые вспомогательные дисциплины) мировым лидером стал опять-таки Китай. Китайские школьники получили здесь в среднем 590 баллов. На втором, третьем и четвертом местах оказались школьники Сингапура (551 балл), Макао (544 балла) и, представьте себе, Эстонии (530 баллов). Американские школьники получили в среднем 502 балла и даже здесь не попали в первую десятку.

Приведенные источники пытаются анализировать опыт Эстонии: это надо же так продвинуться в сфере образования, никакого сравнения с другими бывшими советскими республиками! Эстония заняла в среднем по трем перечисленным позициям 5-е место среди 79 конкурсантов, а прочие бывшие советские — не выше 30-го (Латвия).

А что же с Америкой? Американские специалисты в сфере образования объясняют, что США сдвинулись вниз в результате ухудшения успеваемости "нижней половины" школьников, которая учится средненько или плохо.

Говоря точнее, Америку подвели школьники из "внутренних", относительно экономически слабых штатов, и раньше не отличавшихся высоким уровнем школьного образования. Примечательно, что как раз эти штаты голосовали за Трампа в 2016 году.

Но самое главное — это "большой скачок" (да юэцзинь) "малого" Китая, который оказался мировым лидером школьного образования. Почему "малого" Китая, а не просто Китая? Потому что объектом тестирования Международной Программы стал не весь Китай, а — как и в 2015 году — только провинции Цзянсу, Чжецзян, а также города Пекин и Шанхай, с общим населением на конец 2018 года примерно 185 миллионов человек.

Скажу кратко, без экономических и географических подробностей: Цзянсу, Чжецзян и Шанхай вместе составляют единый район "дельта реки Янцзы", со средним ВВП на душу населения по крайней мере на 50% выше, чем в среднем по Китаю. А Пекин на текущий день — самый высокоразвитый город Китая, с по крайней мере двукратным превышением ВВП на душу населения против среднего уровня. Со всеми вытекающими последствиями.

Но еще несколько районов Китая (рядом с Пекином и внутри провинций Шаньдун, Фуцзянь и Гуандун) также являются высокоразвитыми по китайским нормам. И общая численность населения "высокоразвитых районов" с такими же высокими показателями школьного образования составляет, по оценке, около 400 миллионов человек.

Так что ситуация в битве интеллектуальных потенциалов для Америки, пожалуй, даже хуже, чем показывают последние данные Международной Программы.

На мой взгляд, поражение Америки (по крайней мере, на нынешнем этапе) не случайно. Трамповский министр образования Бетси ДеВос (Betsy DeVos) почти три года концентрировала усилия на "похвальной экономии" расходов. А вот качество школьного образования ее интересовало даже не во вторую, а в тридцать вторую очередь. Могу привести много подтверждающих цитат.

В целом же можно сделать вывод (и это едва ли преувеличение!), что Трамп решил превратить Америку в "страну дураков" путинского образца. И надо признать, кое-чего уже добился! Небольшое отставание в сфере развития и внедрения 5G стало лишь началом.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter