Родители учеников утверждают, что учителя грозят оставить их детей на второй год, а по месту работы грозят увольнением. "Моих дочерей Наташу (2 класс) и Ксению (5 класс) грозят оставить на второй год, если они не будут посещать уроки башкирского языка. Завуч Валентина Тюрина за руку тащит их в класс и сидит с ними весь урок. Старшую дочь обещают поставить на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, словно преступницу. Настраивают против них одноклассников, наказывая весь класс из-за моих девочек. Лично мне в грубой форме посоветовали "убираться в Россию". Поэтому мне приходиться приезжать в школу и забирать детей на время урока, а затем привозить их обратно", - рассказала корреспонденту лидер группы сопротивления Татьяна Антонова из Нефтекамска.
Мать Вероники Костяевой из 4-го класса 18 уфимской школы написала директору школы заявление с отказом от изучения башкирского языка, ссылаясь на 26, 29, 45 и 68 статьи Конституции России и неоднократно обращалась с этой просьбой во все республиканские инстанции, в которых лишь разводят руками и ссылаются на башкирский закон "Об образовании", указывая в ответах, что ее дочь обязана изучать все предметы, предусмотренные учебным планом и угрожая оставить ее на второй год в случае неаттестации. У получавшей всегда одни пятерки Вероники, из-за двоек по незнакомому предмету развился невроз. "У меня русская семья, и я никогда не позволю издеваться над своим ребенком. Они сполна должны возместить мне моральный ущерб", - заявила Татьяна Костяева, одна из подающих в суд на министерство образования республики.
Богдан Казачук, отец ученика 7 класса 22 уфимской школы задается вопросом: "Башкирия никогда государством не была. Государственным языком какой страны объявлен башкирский? Почему вместо пяти уроков русского языка в неделю осталось только три?", и делает свой вывод о том, что "попытка принудительного обучения башкирскому языку является продолжением политики возвеличивания башкирской нации и умаления роли русского народа".
Уже десятки таких обращений от родителей были направлены в федеральные инстанции. Однако все они были перенаправлены из Москвы обратно в министерство образования Башкирии, которое и выступило инициатором законопроекта об обязательном изучении башкирского языка. Поэтому возмущенные родители и решили подготовить иски в суды с требованием отмены антиконституционного республиканского закона "Об образовании".