Российское общество вот-вот затрещит по швам после инаугурации Медведева и очередного скачка цен. Забастовки и голодовки повсюду. Очень кстати выступил Forbes, опубликовав список российских миллиардеров: так вот о ком говорил Путин "сделать жизнь россиян лучше уже сегодня"! Рост благосостояния – это количественный рост миллиардеров. Вообще, о Путине, об эволюции его риторических интонаций, надо бы сказать отдельно – но в контексте надвигающихся майских потрясений удерживая мысль, конечно же.
Путин начинал неуверенной походкой по кремлевскому ковру – столько жгучих взглядов чиновничества, угоришь на такой инаугурации!.. Но общество, исторгнув из себя ожидания, заветы и наказы, ждало, что могучей рукой силовика сейчас его направят на созидательный труд – он и направил. И уже под Новый 2001-й год, вальяжно поздравляя правящий класс, Путин желал роста благосостояния, роста буржуазного самодовольства, всем, за исключением исключенных из околокремлевского пула.
Риторика о диктатуре закона закончилась после того, как те, кто казалось бы так долго сколачивал нефтяные состояния, кто так злил низы – отправились в места не столь отдаленные.
И вот пугавший олигархов Путин стал ездить по заграницам, вкушая там деликатесы и обольщая правящих там буржуа своей свежей буржуазностью. Где же силовик-то в нем? "Национализация расходов и приватизация доходов", как верно определил путинскую экономическую политику Гарри Каспаров в интервью Forum.msk. Под этим знаменем в РФ существовал и существует мутировавший партократический режим силовигархии.
Путин стал расслабляться, а речи его – сперва достаточно нервные и осмысленные (отсюда такое количество искренних бранных слов, заимствованных из жаргона правящего класса, у первоначально накопившей капитал братвы), теперь стал весьма риторичны. Уже когда на Красной площади Путин говорил про демократическую державу – чувствовалось, что дела настолько расходятся со словами, что и сам в свои слова Путин вряд ли верит, хотя читает накомпилированные Сурковым словосочетания довольно четко.
Началась театральная риторика. Демократического в державе не осталось ничего: ОМОН публично лупцует граждан, в то время как большинство ни на ТВ, ни на улице это не возмущает – мало ли… Атомизация общества достигнута небывалая. И у путинских чинуш, каждый день проезжающих к своим ведомственным сталинским доминам мимо нищих, еще хватает наглости говорить об отступающей бедности.
Однако все же есть определенная красота в нашей корявой эпохе: это именно умение не верить словам власти, этакая постмодернистская болезнь. Слушать их риторику, не верить ей точно так же, как не верит сам Путин ни своей, ни чужой, но активно при этом кивать головами, испытывая державный восторг и разгоняя по спине патриотические мурашки. Ведь даже это – Власть. Та, которая неприкосновенна, как считают все системные персонажи: от Проханова до Жириновского, от Колерова до Кагарлицкого. Свята власть, свята труба – и ничего менять в стране благословенной нельзя. Таков нынче идеологический момент. И он по-своему прекрасен. Однако даже самые верующие, даже самые разговляющиеся законопослушно на нынешние свои рублики через месяц уже не будут испытывать прежнего восторга: прижмет их с марксовой непосредственностью бытие, за живот ухватит ценами, и сознание начнет "догонять"…
К Первомаю, к "Маршам несогласных" общество подходит в уже возбужденном состоянии – инаугурация Медведева станет весьма похожа на Ходынку, если не фактологически, в своем историческом значении. Однако и ждать мгновенной самоорганизации граждан в советы прямо бегом от ценников - не стоит. Я вспоминаю 1998-й. Сперва все играли по правилам, скупали по старым и по новым ценам что могли. А вот потом начались рельсовые войны. И нынешнее протестное движение следует рассматривать в первую очередь как нечто, что усилится, удвоится и удесятерится после скачка цен. Зарабатывать шутку баксов и в Москве-то сейчас мало, а вот шахтеры Дерипаски, лидера списка Forbes – как? Они и до этого не дотягивают. Вот и машинисты родного моего Ярославского направления. И не они одни. Слияние политических требований с экономическими – вот неизбежный совместный путь под венец буржуазной сперва революции всей перезревшей оппозиции и незрелого протестного движения.
На этом проступающем сквозь пасхальное благолепие стабильности активном фоне становится особенно нужной Национальная ассамблея – как тот ковчег, что вывезет зародыши граждански активного, темпераментного общества к берегам новой политики и новой, очищенной от мутантов-партократов России. Эти ребята добились того, чего хотели еще в СССР – очистили свою чиновничью партию от неподходящей "элите" идеологии за долгие 15 лет, меняя названия и лидеров, но сохраняя клановость и статусную ренту. Это КПСС – только без "К" и даже без "П", и уж точно без "СС". Это "ЕдРо" - маленькое ядрышко социума, живущее в вымирающей стране шикарно – именно за счет недоедания многих, большинства. И они надеются на мирное сосуществование? Зря надеются.
Последний съезд "ЕдРа" стал апофеозом путинизма и олигархизма – партия власти ради власти захлебнулась собственной риторикой и узнала себя в прошлом воплощении в виде КПСС. И искренне жаль Путина – ему ведь еще на 9 мая предстоит отбарабанить по листочку всю свою осточертевшую ему самому риторику про пресловутый рост… А в глаза ему фактами, бегущей строкой будет глядеть со стороны ГУМа: рост детской смертности, рост самоубийств в армии, рост оттока капитала и внешнего корпоративного долга. Расхождение слов с делами скоро переломится, конечно. Но жаль доигрывающих сей спектакль – сценарий-то их, им и отвечать, сами хвалились "полнотой ответственности"… Мы ж и за границей достанем…
Вот беда: ну ничего в стране не изменилось к лучшему. И только миллиардеры растут как грибы – что есть верный показатель направленности "социальной" политики силовигархии. Больше забастовок – больше миллиардеров. Вот на этих качелях предстоит качаться нашему обществу до тех пор, пока одна сторона политически себя не осознает и не сольется с несистемной, реальной оппозицией.
Вы можете оставить свои комментарии здесь