Вокруг Национального плана противодействия коррупции развернулась настоящая грызня.
Президентский совет по противодействию коррупции одобрил пакет из четырех законопроектов, которые должны стать нормативной основой для реализации антикоррупционного плана Дмитрия Медведева. В ближайшие два дня эти законы будут внесены в Госдуму, и первый самостоятельный проект молодого президента вступит в фазу реализации.
На первый взгляд, выбор коррупционной темы в качестве основного объекта внимания для Медведева выигрышен. В самом деле, курируя антикоррупционную деятельность, президент получает возможность проявить себя в глазах населения как эффективный глава государства. К тому же разработчики Национального плана противодействия коррупции, по сути, признают провал на этом поприще Владимира Путина, тень которого до сих пор витала надо всем, за что брался его преемник, и тем самым облегчают задачу новому президенту. Так что над Медведевым в его антикоррупционных начинаниях не будет висеть пресловутый "успех Путина", а значит, провозгласив борьбу с коррупцией национальным проектом, Медведев может получить значительные политические дивиденды, которые позволят ему стать независимым от премьер-министра.
Такой вывод позволяет сделать и еще одно обстоятельство: борьба с коррупцией — это эффективный властный инструмент для ротации элиты на федеральном и региональном уровне. "Мониторинг российской политической элиты", проведенный центром изучения элиты Института социологии РАН в июле 2008 года, показал, что более 80 процентов сотрудников администрации президента и более 70 процентов сотрудников правительства составляют чиновники, назначенные еще во время президентства Путина. И Медведев может с успехом воспользоваться этим инструментом, чтобы поменять невыигрышный для себя расклад сил.
Однако есть у планов по борьбе с коррупцией и другая сторона: с коррупцией-таки придется бороться, и результаты этой борьбы будет легко проверить. Коррупция, как известно, — это сложная и весьма опасная социальная патология, разрушающая всю систему управления. Согласно последнему отчету международной организации Transparency International, опубликовавшей 23 сентября международный "рейтинг коррупции", Россия по уровню коррупции среди 180 стран мира, упомянутых в списке, занимает 147-е место. Заболевание, таким образом, в России не только приобрело уже хронический характер, но и находится в запущенном состоянии, можно сказать, в 4-й стадии. Так что для эффективной борьбы с традиционной для России проблемой должны быть использованы меры, хорошо продуманные, комплексные и разносторонние. Одного хорошего финансирования тут недостаточно, необходимо еще и определенное согласие элит на выполнение конкретных мероприятий. Однако подписанный Дмитрием Медведевым 30 июля и спустя два месяца одобренный специально созданным президентским советом Национальный план противодействия коррупции результатом качественной и согласованной проработки не является, более того, он имеет достаточно высокий конфликтный потенциал.
Об этом свидетельствуют хотя бы темпы разработки плана. Указ о подготовке Национального плана Медведев подписал 19 мая, а уже 25 июня глава кремлевской администрации, председатель межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Нарышкин представил главе государства свои предложения. Согласно этим предложениям, исполнительная власть должна до 1 октября 2008 года разработать соответствующий документ, содержащий план по борьбе с коррупцией, а уже до начала 2009 года — получить законодательное оформление. Таким образом, на подготовку законопроекта по борьбе с коррупцией, достаточно трудоемкого с юридической точки зрения, было отведено очень мало времени. Несмотря на то, что были задействованы все необходимые отделы аппарата правительства и администрации президента, работа из-за спешки велась без основательного анализа и проработки.
Впрочем, 2 июля к работе исполнительной власти подключилась и законодательная. В этот день Дмитрий Медведев выступил на заседании Совета законодателей по вопросам разработки Национального плана противодействия коррупции. По итогам заседания было принято решение создать рабочую группу по выработке предложений в Национальный план и по его реализации. Совет законодателей рекомендовал Федеральному собранию России внести в действующее законодательство ряд поправок, предусматривающих определение органа, ответственного за противодействие коррупции. Позже стало известно, что никакого специального органа по борьбе с коррупцией создаваться не будет. В итоге вся ответственность легла на существующие структуры.
В чем же, собственно, состоит "план Медведева"? Прежде всего, Национальный план противодействия коррупции включает в себя меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. Речь идет об использовании средств массовой информации, о применении возможностей неправительственных организаций в целях формирования соответствующих мотиваций антикоррупционного поведения, о мерах по улучшению преподавания юридических дисциплин, сокращению количества юридических вузов, которые не соответствуют требованиям, утвержденным в определенном порядке Министерством образования. Перевод государственного документооборота в электронную форму, согласно плану, также будет способствовать снижению коррупции. Отдельное место в документе занимает антикоррупционная экспертиза, которая должна исключить возможность злоупотребления чиновников своими должностными полномочиями.
Совершенствование госуправления, которое также является одной из целей, прописанных в Национальном плане, предусматривает регламентацию коррупционноемких сфер управления (использование государственного и муниципального имущества, госзакупки), а также вывод госчиновников из совета директоров госкорпораций. Также предложено законодательное закрепление положения о передаче активов, имеющихся у госслужащих, в доверительное управление. При этом отчуждение этих активов должно идти в пользу лиц, которые не являются родственниками или друзьями чиновника.
Есть в Национальном плане и предложения по профилактике коррупции, которая будет заключаться в более жестких требованиях к лицам, претендующим на должности судей и госслужащих. План предусматривает развитие общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционных норм. Во-первых, административная ответственность юридических лиц, причастных к коррупции, во-вторых, процедура дисквалификации в качестве административного наказания. Позиции принимаются правительством после присоединения к Конвенции ООН против коррупции и к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Однако все эти меры вряд ли можно считать достаточными для того, чтобы Медведев мог записать себе в актив успешную борьбу с коррупцией.
Разовые победы президенту, скорее всего, гарантированы, но вот что касается коррупционной ситуации по стране в целом... Тут возникают сомнения. Более того, президент может потерпеть неудачу даже при реализации уже заложенных в планах инициатив. Например, переход к электронному правительству в масштабах России достаточно сложен хотя бы потому, что многие граждане не могут позволить себе Интернет. По данным последних исследований, в России две трети населения не пользуются этим достижением цивилизации. Минимизировать общение чиновника и гражданина в таких условиях невозможно.
Но главный вопрос, который возникает при анализе Национального плана противодействия коррупции: кто же, собственно, будет его исполнять? Если это будут делать те же чиновники, то очевидно, что возникнет еще одна потенциальная среда для развития коррупции. В отсутствии сильного парламента, независимых СМИ, при варварском отношении к реальной оппозиции, борьба с коррупцией превращается в борьбу одних чиновников с другими.
За примерами далеко ходить не надо. Тот же предлагаемый вывод из госкорпораций чиновников. Вряд ли это можно считать антикоррупционной мерой. Больше это похоже на механизм отделения крупного и, по сути, частного бизнеса от президента и снижения политического веса чиновников среднего звена, что в интересах правительства РФ и его председателя.
Только вот заинтересованы ли в самом деле Медведев или Путин в решении проблемы коррупции? Вряд ли. Они оба прекрасно понимают, что если начать сажать реальных коррупционеров и тем самым настроить против себя властную элиту, это может повлиять на их личное положение (Медведев неоднократно говорил, что его антикоррупционный план не приведет к массовым репрессиям). Именно поэтому председатель правительства, осознавая, что президент не сможет разыграть по полной программе "антикоррупционную карту", абсолютно спокойно отдал ему неразрешимую задачу, решив заодно таким образом проверить своего преемника на преданность и получив рычаг управления своим преемником (Путин всегда может поставить Медведеву оценку "неудовлетворительно" за антикоррупционную деятельность, что существенно повлияет на политические позиции последнего). Впрочем Путин подстраховался, сформировав команду Медведева в основном из своих людей, что позволяет премьеру контролировать все шаги президента.
И все-таки в элитах остались недовольные медведевским планом. Это прежде всего силовики. Выбранная президентом методика решения коррупционной проблемы стала альтернативой применения "силовых" правоохранительных мер. Что естественным образом скажется на влиянии и "заработках" всех уровней налоговых, контрольных и правоохранительных органов (Национальный план наносит удар и по федеральным службам).
В результате представители силового блока в правительстве затеяли свою игру. В частности, они работают над демонстрацией эффективности силовых методов борьбы с коррупцией и над обоснованием необходимости таких методов. По официальным данным, более 700 уголовных дел возбуждено Следственным комитетом при прокуратуре РФ с начала нынешнего года в отношении так называемой категории лиц с особым правовым статусом. Об этом в конце августа на заседании коллегии этого ведомства заявил его глава Александр Бастрыкин. Речь идет о высокопоставленных чиновниках из самых разных ведомств. В этом списке оказались 95 следователей, в том числе 12 сотрудников самого СКП, 13 прокуроров, 18 судей и 72 адвоката. Бастрыкин также сообщил, что уголовные дела возбуждены в отношении более 90 депутатов законодательных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также трех кандидатов в депутаты Госдумы.
Идеи по агрессивной борьбе с коррупцией продолжают тестироваться и при помощи других лиц. В частности, спикер Совета Федерации Сергей Миронов в данном случае исполняет функцию проверяющего наиболее радикальных вариантов. На данном этапе работы над законом "О противодействии коррупции" в информационном поле обкатывается вариант возвращения в Уголовный кодекс института конфискации, то есть отбора имущества у чиновников, которые берут взятки. Миронов внес весьма радикальное предложение размещать информацию о лицах, виновных в коррупции, на официальных сайтах органов госвласти. Большую роль должна сыграть и соответствующая социальная реклама. Спикер СФ также предложил приравнять срок тюремного заключения за коррупцию к срокам за измену Родине. По его словам, в администрации президента также рассматривается возможность показа судебных процессов над чиновниками-взяточниками в прямом эфире.
Однако многих чиновников, как я уже отметил, все-таки интересуют менее радикальные, несиловые формы борьбы с коррупцией. Как, например, первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, который курирует проекты, страдающие в большей степени от неэффективного правового сопровождения. Примечательно, что Медведев, возглавляя администрацию президента, уже взаимодействовал с рабочей группой Шувалова по вопросам реформирования государственной службы. Потенциальным союзником президента также является заместитель председателя правительства Сергей Собянин, в обязанности которого входит административная реформа.
В итоге борьба с коррупцией из механизма оздоровления общества и экономики превратилась в инструмент политической борьбы. Деятельность специальных антикоррупционных органов в правительстве и администрации президента вызывает нездоровое любопытство всех элитных групп. Естественно, чиновники, которые представляют эти группы, стремятся быть формально и неформально задействованы в процессе подготовки интересующих их законопроектов. В результате мы имеем в качестве антикоррупционного плана продукт их ожесточенной борьбы, а не итог совместного интеллектуального осмысления, которое возможно только в том обществе, где развиты демократические институты, где государство не стремится проникнуть во все сферы жизни, и где, наконец, есть место гражданскому контролю.
Вы можете оставить свои комментарии здесь