21 апреля закончился первый официальный визит российского президента Дмитрия Медведева в Финляндию. В Хельсинки Медведев с супругой прибыли 20 апреля. Их сопровождала большая группа министров, включая министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Время визита было выбрано не случайно. 2009 год – двухсотлетний юбилей предоставления Александром Первым Финляндии широкой автономии в составе Российской Империи. Об этом российский самодержец уведомил финское общество, поддержавшее его в войне со Швецией, именно в городе Порвоо, где прошел второй день визита Дмитрия Медведева.
Программа была обширна. Первый день – встреча со всеми фракциями финского парламента, совместная пресс-конференция с финским президентом Тарьей Халонен по результатам проведенных межгосударственных переговоров и, наконец, апофеоз демократии в виде публичной лекции в университете города Хельсинки.
Второй день начался возложением цветов на воинский мемориал: могилу маршала Маннергейма, главнокомандующего финской армией во время зимней войны с Советским Союзом, и на могилу финских солдат, павших зимой 1939 года. Не был забыт и Урхо Кекконнен, президент Финляндии в течение нескольких десятков лет и один из тех, кто выстроил позиции финского "нейтралитета" по отношению к Советскому Союзу. В 1948-м, еще когда Кекконен был министром иностранных дел, он о чем-то договорился со Сталиным в беседе один на один. И все... вражды как не бывало: дружба, любовь, взаимопонимание.
Надо сказать, что и сейчас тема былого военного противостояния как бы официально "закрыта". Один из местных журналистов объяснил финской феномен так: "В Финляндии нет интереса к копанию в исторических фактах. Для финнов было важно, что еще президент Ельцин во время своего визита в Финляндию назвал войну "сталинской агрессией". Факт признан – точка в дискуссии поставлена".
И, наконец, во вторник две президентские четы отправились в город Порвоо, что в пятидесяти километрах от Хельсинки. Программа – посещение торжественной службы в городском соборе и церемониальные рукопожатия с представителями городского сообщества и юными финскими гражданами из числа школьников.
Естественно, столь обширная программа визита российского президента получила не менее широкое освещение в финских СМИ. Хотя самооценка финских коллег была более чем самокритична. Киммо Юльхамо, главный редактор газеты Voima ("Сила"), приглашенный на так называемую публичную лекцию Медведева, оценил ее ценность как медиасобытия следующим образом: "Посредственно. Во-первых, не было ни единого вопроса о ситуации с правами человека в России. Во-вторых, сама сессия вопросов и ответов не была чем-то особенным с заранее поданными вопросами. Неинтересно". Освещение в СМИ было нейтральным, за исключением критики, направленной в адрес президента Халонен.
Медведев вызывал искренний интерес у публики... Мол, так он какой? Но тем не менее
он не сумел убедить публику в том, что его реальный статус соответствует его официальному положению.
Сквозной вопрос публикаций финских СМИ – от Helsingin Sanomaat до бульварных вечерних изданий: что стоит за столь откровенным интересом Кремля заручиться поддержкой Финляндии?
Еще за две недели до визита Медведева финское министерство иностранных дел объявило о том, что под их руководством был разработан План действий по России. 16 апреля этот план был окончательно одобрен на сессии финского правительства.
Александр Стубб, министр иностранных дел Финляндии, подчеркивает, что, несмотря на географическое соседство с Россией, ни одно из предыдущих правительств не пыталось разработать документ, который бы пытался обозначить вектор развития политических и экономических отношений между двумя странами.
Как сообщает официальный сайт финского министерства иностранных дел, на пресс-конференции премьер-министр Финляндии Матти Ванханен заявил, что целью данного документа является содействие более корректной экспертизе финско-российских отношений как среди чиновников, так и среди финской общественности.
В документе отдельное внимание уделяется вопросу подготовки большего количества специалистов, владеющих русским языком. Отправной пункт документа – необходимость полного анализа всех уровней взаимоотношений между Россией и Финляндией, начиная от политического диалога и работы Экономической комиссии до визовых вопросов. Среди более острых вопросов перечисляются движение транзитного транспорта через территорию Финляндии с грузами для России, тарифы на древесину, экологические проблемы. Марко Ленквист, один из обозревателей финской телерадиокампании YLE, считает, что Россия хочет использовать Финляндию как трамплин в продвижении своих политических целей. Чтобы обеспечить их приближение – ничего не жалко. Медведев не случайно рассыпал похвалы Урхо Кекконнену и духу "Хельсинкских соглашений", подписанных в 1975 году. Дело осталось за малым – обновить этот самый дух, переписав "соглашения" так, чтобы они служили интересам Москвы.
Марко Ленквист вел прямой эфир из зала университета, где Медведев в очередной раз пытался уверить, что "ОБСЕ сейчас сосредоточена на маргинальных действиях и потому нуждается в реформировании". Под "маргинальными", судя по всему, понимается так называемое человеческое измерение: вопросы демократии, прав человека, мониторинг избирательного процесса.
Марко напоминает, что Россия не впервые делает попытку использовать Финляндию в своих целях. Россия с диким скрипом протаскивает свой проект газопровода "Северный поток" (Nord Stream) по дну Балтийского моря. Для России это не только экономический интерес. Это вопрос "большой" политики. Если проект будет реализован, он накрепко привяжет Германию к необходимости думать, думать и думать перед каждым политическим заявлением.
"Северный поток" пройдет в обход интересов всех стран Балтии, а также Восточной и Центральной Европы. Конечно, они против. Они понимают, что реализация проекта приведет к осуществлению принципа "разделяй и властвуй".
И только Финляндия, с точки зрения Кремля, может стать невольным союзником из-за привычного ее сердцу принципа нейтралитета. По словам Марко Ленквиста, именно Финляндия не выступает против "северного" проекта. Это в очередной раз подтвердила президент Халонен: "Северный поток" не является для нас политической проблемой. Если будут разрешены вопросы экологической безопасности, мы будем считать его хорошим решением проблемы транспортировки нефти", заявила она на пресс-конференции. Следующий этап обсуждения запланирован уже на июнь этого года, когда, по словам президента Халонен, произойдет встреча между премьер-министрами стран, Путиным и Ванханеном.
Финские СМИ отмечают, что залогом "успеха" миссии Медведева стало его реноме более "мягкого", более демократичного и открытого по сравнению с Владимиром Путиным. Он снова получил "аванс": даже Тарья Халонен оберегала его от излишне, по ее мнению, острых вопросов своих журналистов. Да, у них была возможность пообщаться. Например, в Порвоо, после церковной службы. Один из вопросов, заданных журналистом, касался вопросов продажи земельных участков гражданам Финляндии в России. В Финляндии – не секрет, что земли на востоке страны скупаются российскими гражданами из числа тех, у "кого денег куры не клюют". Логичный вопрос: а почему финнам нельзя приобретать российскую землю в собственность. Один из моих собеседников отметил: "Медведев и Путин действительно разные. Путин бы просто разозлился и в очередной раз вспылил". Медведев в Порвоо терпеливо объяснил журналистам, что "он лично не против, да вот законодательство недоработано в этом отношении..."
Не одно финское издание отметило разницу в этих личностных характеристиках между Путиным и Медведевым. Ранее Владимир Путин уже не раз проявлял свой взрывной характер при обсуждении экологических проблем, связанных с прокладкой нефтепровода Россия – Германия, делая грозные заявления, что вопросов для обсуждения не осталось. У Медведева гораздо больше шансов протащить нужное решение благодаря "мягкости" своего характера.
Что касается цели номер два, стоящей перед командой Путина-Медведева, то идея реформирования ОБСЕ не вызвала бурного восторга среди многих финских аналитиков. Так, Туомас Фросберг, профессор универстита Хельсинки, заявил в своем комментарии газете Kansan Uutiset: "Слабое место плана Медведева – отсутствие реального наполнения плана содержанием". Необходимость обсуждения российского плана мировой безопасности, по словам президента Медведева, заключается в том, что ни НАТО, ни Европейский союз не являются гарантами безопасности только потому, что в эти альянсы не входят все страны. Интерес же России сосредоточен на ОБСЕ, потому что именно эта организация объединяет Европу, Соединенные Штаты, Канаду, а также государства, входившие в состав СССР. Профессор Фросберг считает, что за этой, не совсем новой, инициативой России реформирования ОБСЕ под свою кальку стоит желание ее руководителей вновь стать "рулевыми" мирового сообщества.
Вы можете оставить свои комментарии здесь