Бывший министр финансов Алексей Кудрин 12 декабря объявил в интервью газете "Ведомости" о своей готовности заняться созданием политической партии право-центристского толка. Эксперты и политики посчитали кандидатуру финансиста малоподходящей для того, чтобы стать лицом партии.
Владимир Прибыловский, генеральный директор информационно-исследовательского центра "Панорама":
— Видимо, все уже обговорено с Путиным, ну или хотя бы с Сурковым. Кадры для этого проекта может предоставить движение "СПС", хотя для Кудрина было бы плохим имиджевым шагом связывать себя с теми, кто связывает себя с Чубайсом. Возможно, это будут те, кто вышел из СПС.
В России праволиберальные партии пользуются малой популярностью. До сих пор они никому не были нужны, потому что бизнесмены, которым нужно решать свои проблемы через власть, могли решать их через "Единую Россию". Все такие партии — наследники "Демвыбора России".
В небогатой стране их верхний предел — не больше 4 процентов.
Кудрин популярен в кругах бизнесменов и статусной интеллигенции, а в стране его знают как человека, который проводил монетизации льгот и никому не хотел давать денег.
Если партию Кудрина зарегистрируют, значит Кремлю понадобилась подпорка справа.
В случае смены власти ее могут использовать как переходник, это один из возможных вариантов политической трансформации власти.
Кудрин — не марионетка, а лояльный слуга. Отношения Путина и Кудрина не такие простые, чтобы Путин мог Кудрину что-то приказать, он один из немногих, кто мог спорить с премьером в правительстве.
Марк Фейгин, член федерального политсовета движения "Солидарность":
— Это проект легальных либералов, я их называю "легалайз-либералами", типа Чубайса и компании вместе с людьми из окружения Медведева.
Им срочно нужна структура, чтобы создать фантом правящей партии. Кудрин предельно зависим и от Путина, и от легальных либералов. У этого проекта нет никакой перспективы.
Ровно таким же проектом была СПС, таким проектом было и "Правое дело".
Это попытка канализировать настроения недовольства в системный проект, а потом слить его так же, как "Правое дело".
Кирилл Танаев, генеральный директор Фонда эффективной политики:
— Кудрин относится к той категории политиков, которых можно назвать политическими тяжеловесами.
Можно считать его наиболее реальной кандидатурой для объединения правых либералов демократической оппозиции. Поэтому понятно, почему он отказался участвовать в работе такой партии, как "Правое дело".
Неизвестно, будет ли проект успешным. Если говорить о такой специфической сфере, как партстроительство, то опыт Прохорова подсказывает нам, что когда люди в основном занимаются другими вещами, а потом приходят в политику, то не всегда оказываются в этом успешными.
Вопрос в команде, которая будет у Кудрина.
Митинг на Болотной площади был огромный, но люди пришли туда сами, там не было организационной силы. Для объединения правых и леволиберальных сил нужно переформатирование политической оппозиции от начала до конца, потому что сейчас она представляет собой обратную сторону власти.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Это крайне несвоевременное заявление. Кудрин не учел, что либеральное крыло сейчас крайне деморализовано уходом Прохорова и тем, что либерал Медведев возглавил "Единую Россию".
Он не учел, что, как бывший министр финансов, обладает громадным антирейтингом, а значит все, что он возглавит, обречено на неудачу в глазах большинства населения страны.
Кудрин уже собирался войти в либеральный проект. Сейчас ему показалось, что его скоро забудут в либеральных кругах, и он решил взять быка за рога. Тут куда ни кинь — всюду клин.
Этот проект, а, как я понимаю, это реанимация СПС на деньги Михаила Прохорова, — крайне сомнительная идея.
Сложно сказать, был ли проект инициативой Кремля. Еще год назад в окружении министра многие считали, что у него есть политически амбиции. Нелишне напомнить еще и то, что между ним и Медведевым недавно кошка пробежала. Алексей Леонидович скучает, ему захотелось острых ощущений и адреналина, но он выбрал для этого неудачное время.
Борис Надеждин, член федерального политсовета партии "Правое дело":
— Сам по себе никто не сможет построить нормальную либеральную партию, если будет строить ее под себя.
Правая либеральная партия, которая будет поддерживать интересы среднего класса и бизнеса состоится, если получит поддержку из трех составляющих.
Во-первых, это крупный бизне, типа Прохорова, во-вторых, это федеральная бюрократия типа Кудрина, а в-третьих, это условный "Парнас" — уличная оппозиция, возглавляемая вменяемыми либералами. И это возможно. Сейчас возможно все.