Режим Путина становится все более антизападным вообще и антиамериканским в частности. Путин с поразительной гениальностью лузера выискивает наиболее проигрышные варианты на рулеточном столе большой политики: Косово, Абхазия/Южная Осетия, Ирак, Ливия, теперь Сирия (более подробно об этом — в моей статье здесь). С упорством Сизифа он продолжает делать ставки, которые хоть как-то могут напакостить Западу. В результате Россия теряет остатки своего международного престижа и геополитического влияния. Но главный вред от путинизма даже не в этом.
При Путине правящим классом стали не олигархи и не силовики, а постоянно плодящаяся, как гигантская амеба, армия чиновников, по некоторым подсчетам достигающая 7 миллионов человек. Основные признаки этой амебы: бесполезность, некомпетентность, агрессивность и прожорливость.
При Путине воровство и коррупция оказались возведены в ранг государственной деятельности.
При Путине нефтегазовый шантаж стал нормой ведения политики.
При Путине большинство политических инициатив Запада подвергается обстрелу из рогатки со стороны Kремля.
При Путине советская гэбэшная паранойя вновь стала реальностью: в стране приступили к выявлению иностранных агентов и НАТОвских шпионов (дело помора Иван Мосеева).
При Путине государственные структуры стали заниматься рейдерскими захватами западных фирм (Hermitage Capital Management), при этом умерщвляя их аудиторов (Магнитский).
При Путине из России изгоняется организация US AID, 20 лет оказывающая жизненно важную поддержку россиянам.
При Путине западным инвесторам стало намного сложнее делать бизнес в России.
При Путине ужесточился контроль за выдачей виз и условиями пребывания в России западных посетителей.
При Путине американские граждане лишаются права усыновлять российских детей.
При Путине — вопреки возмущению Запада — тюрьмы потихоньку заполняются политзаключенными, а лидерам оппозиции вяжут руки и затыкают рот.
Но, тем не менее, не смотря на все это режим Путина удобен западным правительствам и выгоден корпоративному Западу. "Удобен" — потому что в значительной степени гарантирует международную безопасность в мире. "Выгоден" — потому что обеспечивает постоянный приток украденных миллиардов и коррупционных потоков в западные банки.
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Предшественники Путина — Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, и даже нефункциональный Черненко — неуклонно отстаивали курс на вмешательство во внутренние дела всех и всякого. Объектом "дружеской" помощи Советской Армии или армий стран Варшавского Договора становились государства Азии, Африки и сами страны-участницы Варшавского договора.
В 1956 г. Хрущев послал советских солдат убивать венгров.
Его же авантюра на Кубе едва не привела к началу Третьей Мировой Войны.
В 1968 г. по приказу Брежнева советские интервенты и их союзники стреляли по жителям Чехословакии.
При нем же в 1969 г. с трудом удалось избежать войны с Китаем.
Им же одобренное вторжение в Афганистан создало опаснейший источник напряжения в Средней Азии.
В 60-е — 80-е годы советские военные специалисты участвовали в боевых действиях в Лаосе, Вьетнаме, Египте, Йемене, Сирии, Эфиопии, Анголе, Мозамбике итд.
Советских лидеров двигало на боевые действия не стремление увеличить территорию страну, не борьба за новые рынки сбыта, но жажда геополитических побед, жажда "догнать и перегнать Америку", чтобы показать всему миру, кто тут главный и заставить этот мир плясать камаринскую под кремлевскую дудку. Отсюда — войны, гонка вооружений, постоянная напряженность и массовое ощущение страха перед глобальной военной катастрофой. Все это называлось "борьбой за мир во всем мире".
Советский народ старательно воспитывался в духе возможного апокалипсиса. В 70-е гг. многие говорили, что следующей будет война с Китаем и сокрушались, что нам его все равно не победить: даже если в год убивать по 10 миллионов китайцев, то придется заниматься этим 90 лет.
Советские школьники и студенты проходили курсы гражданской обороны, изучали, что надо делать во время атомной бомбардировки.
Вся страна дружно ходила на политинформации, сдавала нормативы "Готов к труду и обороне" и понимала, что обороняться придется: если не завтра, то уж точно — послезавтра.
Основой этой шизофренической политики была борьба за мировое господство. А за этой борьбой стояла искривленная, но все же идеология, и идеологические принципы.
Так вот: и в Вашингтоне, и в Брюсселе прекрасно понимают, что ничего этого при Путине не будет. Не будет, потому что не может быть никогда. У путинского режима нет идеологии кроме идеологии наживы. У путинских чиновников нет принципов кроме принципа украсть так, чтобы не поймали, и спрятать так, чтоб не нашли.
Власть, которая озабочена исключительно собственным обогащением, не станет вкладывать деньги в военный сектор и уж тем более — не станет тратить время на идеологическую борьбу. Посему российская армия далека от боеспособного состояния. Не до армии сейчас — надо успеть побольше заработать, пока газ и нефть в цене.
Посему ни в каких глобальных политических катастрофах Кремль не заинтересован. На катастрофах можно и бабло потерять. Отдавая честь славному прошлому Советской Армии и памятуя о том, что народу нужны не только смартфоны, но и зрелища, Кремль все же позволяет себе микро-региональные конфликты. Но на большее, чем на расправу с Грузией, геополитических потенций России не хватает.
И пока путинизм занят заработками, т.е., жульничеством, воровством и развитием коррупции, Западу не нужно будет опасаться ни ядерной угрозы, ни крупных вооруженных конфликтов со стороны России. Роль возмутителя спокойствия будут по-прежнему исполнять террористы (но у них нет действующей армии и государственности), Иран (но у него все еще нет ядерного оружия) и Северная Корея (но у нее нет адекватных экономических мощностей).
Впрочем, по этой же самой причине режим Путина устраивает не только Запад, но и Восток. Китай, например, очень доволен тем, что серьезный соперник сошел с дистанции в геополитическом марафоне и уступил ему право конкурировать с США за абсолютное первенство.
БАНКОВСКАЯ ПРИБЫЛЬ
При Путине производство и сельское хозяйство в России превратились в экономический аппендикс, рудиментарные сферы, которые на фоне массивных органов нефтегазовой промышленности стали совершенно ненужными. После сырьевого сектора второй по значимости сферой российской экономики стала коррупция. За годы правления Путина объем коррупционных потоков по стране вырос в 9-15 раз: с 33 миллиардов до 300-500 миллиардов долларов в год (25%-33% ВВП России). Личное состояние самого Путина оценивается приблизительно в 35 миллиардов долларов.
Значительная часть этих денег покидает Отечество и оседает преимущественно в швейцарских, оффшорных и прочих банках. Только по официальным данным чистый отток капитала из РФ за 2012 официально составил 73-75 миллиардов долларов. За первый квартал 2013 г. из страны ушло 25,8 миллиардов , и при сохранении темпа эта цифра вырастет до рекордных 100 миллиардов долларов по итогам года. Но все это — официальные данные об официальных транзакциях. Есть еще и неофициальные, и о реальных объемах оттока капитала можно только догадываться.
"Все крупные современные состояния нажиты самым нечестным путем",— утверждалось в книге, посланной гражданином Бендером гражданину Корейко. Скорее всего, так оно и есть. Но с точки зрения корпоративного Запада, состояние, построенное из украденных денег, тоже может приносить пользу, если его перевести из России куда-нибудь в Credit Swiss Bank, Deutsche Bank или Bank of America.
Поэтому для Запада финансовая выгода от путинской корруптократии огромна. Выгода эта, правда, кратковременная. В долгосрочной перспективе западные бизнесы больше бы выиграли, если бы Россия была правовым государством. Но быстрые деньги соблазнительны. И, видимо, не сегодняшний день, тон в американской и европейской политике задают те, кто имеет доступ к таким деньгам.
В результате режим Путина продолжает подпитывать западную экономику, и западные политики этим довольны. За это можно забыть и про бомбардировку Гори, и про антисиротский закон, и про все правонарушения, происходящее в РФ. Все это — побочный ущерб.
Но объемы российской коррупции связаны с работой нефтегазового сектора, а его процветание не бесконечно. Когда приток средств из России в западные банки упадет ниже допустимого, режиму Путина припомнят и шантаж, и неприличное поведение, и нарушение прав человека, и вредоносное поведение на международной арене, и поддержку всем арабским диктаторам. Тогда же выяснится, что новое, демократическое российское правительство способно стать более эффективным гарантом международной безопасности, чем авторитарное. И с этим будет трудно поспорить.
Другие публикации по теме:
Леонид Сторч. Солидарность голых королей (18 мая 2013)
Леонид Сторч. Путин: бизнесмены — источник коррупции (7 августа 2012)
! Орфография и стилистика автора сохранены