В интервью газете "Коммерсант" глава МИД РФ С.Лавров среди множества вопросов, которые беспокоят Россию, назвал и проблему распространения деятельности так называемого Исламского Государства (ИГ). В частности, Лавров подчеркнул необходимость принятия новых мер по недопущению захвата боевиками этой группировки новых территорий. В конечном счете, необходимо ликвидировать их господство на значительных пространствах Ирака, Сирии, они уже появились и в Ливии", – заявил глава МИД РФ.
Вместе с тем, по мнению Лаврова, эмиссары группировки ИГ обозначаются уже и в Афганистане, в непосредственной близости к Центральной Азии и границам России. "Есть данные, что их эмиссары замечены на севере Афганистана, то есть совсем близко к Центральной Азии и, следовательно, к границам России. Это для меня очевидно", – заявил он в интервью.
Заявления главного дипломата Путина относительно эмиссаров ИГ на севере Афганистана выглядят несколько странно, если не сказать непрофессионально. Появляться этим фанатикам и мракобесам в логове "Аль-Каиды" и не нужно – они там были всегда. Наоборот – и это признают многие специалисты по исламистским экстремистским движениям – добровольцы разных мастей из Афганистана, которые там окопались во время войны с "неверными" советами и американцами, пополняли ряды разношерстных группировок на Ближнем Востоке, которые впоследствии объединились в ИГ.
Хотя Лавров не раскрывает данные, которые делают его выводы очевидными, в них можно усмотреть определённую политическую целенаправленность на страны Центральной Азии. На наш взгляд, это хорошая возможность для путинской администрации не просто напомнить о хронической опасности, которая в течение длительного времени исходит от нестабильного Афганистана, но и приумножить её угрозой от ИГ.
Расчёт кремлевских политиканов очевиден – от головорезов ИГ можно укрыться под зонтиком России, а точнее ОДКБ, расширение и укрепление которого в таких условиях становится ещё более актуальным и играет на руку Москве. Как известно, задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
Как военно-политический блок, ОДКБ, наряду с экономической организацией ЕАЭС, рассматривается Москвой как важнейший инструмент сохранения постсоветских государств в орбите своего влияния. Из стран Центральной Азии за пределами ОДКБ остаются Узбекистан (который вышел из неё в 2012 году) и Туркменистан. Причём эти страны имеют общую границу с Афганистаном протяженностью почти в 1000 км, уступая лишь Таджикистану – 1344 километра.
Словом, путинский режим использует любую возможность для усмирения и сдерживания бывших советских республик в своих "ежовых рукавицах" или "медвежьей хватке", используя и такие запрещенные приемы, как "удары ниже пояса". Мы хорошо помним, какая психологическая война началась против Украины накануне планируемого подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года. В ход пускались прямые угрозы, шантаж, предупреждения о неминуемом экономическом крахе и дефолте, приклеивались ярлыки фашизма и бандеровщины украинского народа и прочие инсинуации, бросающие тень на братскую славянскую республику.
Чем закончилась подобная политика предупреждений, намеков и угроз хорошо известно – фактически рейдерским захватом Крыма и образованием долгоиграющего "гнойника" на юго-востоке Украины. Тем не менее, новое руководство этой республики нашло в себе силы и политической воли для подписания многострадального Соглашения об ассоциации с ЕС, показав тем самым другим странам СНГ цивилизованный путь для политического и экономического развития.
Не хочется верить, что путинской режим будет проецировать украинскую политику на другие бывшие советские республики, в частности Центральной Азии. Но то, что этот обанкротившийся режим будет предпринимать все попытки, чтобы мёртвой хваткой удерживать их и заставить идти в фарватере Москвы, не вызывает сомнений.
Для этого все средства хороши, включая и страшилку ИГ, о чем поведал Лавров газете "Коммерсант".