И. Яковенко:
Сегодня в московскую квартиру публициста Андрея Андреевича Пионтковского стали ломиться люди. Оказалось, что это следователи пришли делать обыск в связи с возбужденным уголовным делом. В чем цель давления на сотрудников "Эха Москвы"? Их-то зачем таскают? ... Ну выгнали вы из страны Пионтковского, напугали "эховцев", не будут его публиковать, и что? Он что, теперь писать перестанет? Не перестанет. … Чего добились этим дебильным преследованием? … Зачем надо было убивать Павла Шеремета? Зачем выгонять из страны Пионтковского, Каспарова, десятки и сотни других, менее известных людей, которым угрожали, кому тюрьмой, а кому и смертью? … Дебилы…
А. Бабченко:
…я не понимаю, зачем убивают общественно-политических журналистов. Ну вот убили вы политического журналиста Павла Шеремета, и что? … и что теперь-то? Какую опасность вы устранили? Что изменится? Общественное мнение как-то поменяется? Что, свобода, которую он отстаивал, станет менее ценной в глазах тех, в чьих она является чуть ли не главнейшей ценностью? … Вы зачем Пашу убили, уроды?
Несмотря на то, что вопросы, которые задали Яковенко и Бабченко, звучат как эмоционально-риторические, а ответы на них в разных текстах и версиях уже прозвучали, в качестве резюме позволю себе в форме тезисов небольшой комментарий:
- Не вызывает сомнения то, что убийство П. Шеремета и обыски у оппозиционных журналистов, работающих за рубежом, а также у их родственников — звенья одной цепи. Арии из одной оперы. Уверена, что название оперы читатели Каспаров.Ru и без меня прекрасно знают. Как и ее композитора, постановщиков и исполнителей.
- Это часть спецоперации, осуществляемой чекистами. Направлена она против так называемых перебежчиков и предателей, которые покинули РФ, но продолжают за границей свою "экстремистскую" деятельность по разваливанию режима. Как написал Е. Чичваркин, "в пакете Яровой есть пункт, который остался незамеченным многими, о легализации спецопераций, т.е. убийств неугодных людей вне территории России…. Спецоперации — это то, чему Путина учили, это то, что он и его команда умеют делать… Самый сильный "сигнал", конечно, послан россиянам, работающим в Украине, и вообще всем, кто не готов нацепить георгиевскую ленточку при виде российских танков".
- Преследование родственников вышеупомянутых "экстремистов" и "террористов" только на первый взгляд кажется дебильным, а убийство Шеремета бессмысленным. Своими действиями кремлевская тоталитарная секта ясно дает понять, что у нее длинные руки и она все равно доберется до тех, кто мешает ей жить. Да, оппозиционеров, работающих за границей, труднее посадить (демократические страны вряд ли пойдут на экстрадицию людей, которым угрожает репрессивный режим). Зато их можно убить. А если им наплевать на себя, тогда мы им напомним, что в России все национал-предатели, а также их родственники и близкие — это наши заложники со всеми вытекающими последствиями. Обыски — это только первая фаза издевательств, которым они могут быть подвергнуты. Дальше возможны любые варианты. Чекисты отлично понимают, что это очень чувствительный момент для любого нормального человека. Цель — заставить оппозиционеров замолчать. Потому что каждый голос против путинской банды, оккупировавшей страну, это, если хотите, нелетальное оружие. Оно не приводит к уничтожению режима, но точно наносит ущерб и способствует его разрушению. А если голоса превратятся в хор? Так что произошедшее убийство и обыски — это "…недвусмысленное послание тем российским гражданам, что эмигрировали в Киев (и не только — прим. автора) и продолжают критиковать режим Путина, находясь (как им кажется) в безопасности на территории соседнего государства. Гибель Шеремета в явном виде дает понять всем российским эмигрантам в Украине, что это не более чем иллюзия безопасности. Теперь все понимают: убивать критиков Путина могут не только напротив Кремля, но и в центре Киева (как и в любой другой стране — прим. автора). Мы достаточно часто общались с Шереметом. После убийства Немцова я рассуждал, что, возможно, в свое время нам следовало убедить Бориса перебраться в Киев — это спасло бы ему жизнь. Шеремет, который тогда уже жил в украинской столице продолжительное время, грустно улыбнулся. "Если ты думаешь, что путинские спецслужбы не смогут достать здесь кого захотят, то ты заблуждаешься…" И. Яшин. Как мы теперь знаем, в свое время так же заблуждались Литвиненко и Березовский.
Почему же именно П. Шеремет стал очередной сакральной жертвой? На мой взгляд, сыграли роль сразу несколько факторов. Во-первых Павел — известная далеко за пределами Украины медийная фигура, легенда белорусской журналистики. Убийство такого человека — несомненно, резонансное событие. Во-вторых, Шеремет работал в Украине, в "Украинской правде", основанной Г. Гонгадзе и А. Притулой, поддерживал украинские добровольческие батальоны. Умело жонглируя этой информацией, в том числе очень личной (Гонгадзе — Притула — Шеремет), можно очень эффективно использовать произошедшую трагедию. Для разных политических сил тут открываются огромные возможности. Но все-таки в качестве основного "выгодоприобретателя" этого убийства я бы рассматривала путинское кодло. Игорь Мурзин правильно провел параллели между убийствами Немцова и Шеремета. Оба преступления совершены нагло, демонстративно, как показательная казнь. А самое главное (и это в-третьих) то, что Павел, как и Борис, был харизматичной личностью, человеком, несущим свет и обладавшим талантом притягивать и аккумулировать вокруг себя здравомыслящих людей. "Паша подталкивал людей меняться, идти к правде, побеждать и что-то менять…" (Т. Іванська). Гибель Шеремета, как и Немцова, стала ощутимой потерей для коллег, последователей и соратников.
Возвращаясь к текстам И. Яковенко и А. Бабченко, хочу сказать, что они оба правы. Те, кто совершил всю эту мерзость — дебилы и уроды. Уроды — потому что у них нет ничего святого, никаких моральных ограничителей. Дебилы — потому, что их усилия бесполезны. Можно сажать и убивать. Но люди, которые встали на путь свободы, никогда не вернутся в рабское ярмо. Вместо убитых оппозиционеров появятся новые. И их будет все больше. Такова логика истории. Время братвы, окопавшейся в Кремле с Главным дебилом и уродом, прошло, потому что, как я уже писала, "архаика всегда проиграет прогрессу, дикость — цивилизации, а диктатура — демократии".