Интересно, как некоторые политически подкованные блогиры в ситуации с закрытием фотовыставки ВНЕЗАПНО проснулись и пишут: глядите, какие-то гопники запрещают выставки, даже это же РАСПАД ГОСУДАРСТВА!!1 В общем, какая-то прямо секта защитников "государственной монополии на насилие".

Во-первых, это не новость. В 2013 году я был на шествии пастафарианцев - это такие чуваки, которые одеваются в пиратов и пускают мыльные пузыри во славу Макаронного Монстра, в которого как бы верят. Их тогда винтил второй оперативный полк полиции, а вокруг второго полка скакали представители банды Энтео и кричали: "вот этого берите! и вот того тоже!" В общем, было полное впечатление того, что вторым оперативным полком у нас командует "Божья воля".

Пресловутый "распад государства" у нас случился давно - любую щель в общественном пространстве заполняют всякие агрессивные секты. Религиозные мероприятия регулирует "Божья воля", парковки - "Стопхам", курение - "Лев против". И это только то, что публично, на поверхности. Моду эту задали в 2000-ых те же нашисты - уничтожали книги, осаждали книжные магазины, торгующие неправильной литературой, наезжали на издательство "Ультракультура". А теперь нашисточка Потупчик возмущается, видите ли, "распаду государства". Предлагает, кстати, делать исключение в законах для предметов искусства. То есть, создать очередную кормушку, где государственные эксперты будут решать кого карать, а кого миловать. Чтобы никому не было обидно: с "оппозиционной" стороны ту же моду задал Ройзман, причем в гораздо более худшей форме.

Во-вторых, вот люди вроде бы усвоили этот эрзац веберовских представлений: "государство есть монополия на насилие". И понимают это как "либо государство, либо бандиты". Но что такое государство? В историческим анамнезе государство - это стационарный бандит, который эволюционировал из кочевого. То есть, никаких "либо" нет. У нас не спрашивают. Граждане могут бандита только поставить под контроль через систему общественных институтов. Но то не наш случай. Поэтому я не вижу смысла проводить какие-либо различия - стоит ли перед галереей второй оперативный полк "настоящей" полиции или же какие-то "офицеры россии". Делать различия между бандитами может быть стоит в каких-то практически целях, но не в теории.

Плюс при ближайшем рассмотрении большой государственный бандит всегда состоит из множества соперничающих организаций, враждующих банд, находящихся в шатком равновесии. Поэтому вот эти все мелкие гопники - от Чугунова и до Цветкова - они хотят быть не ВМЕСТО государства, а ВМЕСТЕ с ним. И у них получается - это полугосударственные организации, получающие гранты, имеющие покровителей среди депутатов и чиновников. Они и есть государство.

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены