По словам Сапрыкина, чем больше карантина, тем больше кризиса. Он заявил, что здесь встает выбор между экономикой и жизнями людей. "Разные люди будут делать выбор по-разному", — сказал журналист.
Культурологу Оксане Мороз данная ситуация представляется как паноптикум. Мы находимся в изоляции, и за нами идет слежка. Кроме того, заметила Мороз, происходит деприватизация. "Мы все видим, что у кого в комнате", — заявила политолог, имея в виду онлайн-общение.
Оба участника дискуссии отметили, что общество входит в тот режим, когда изменчивости будет больше.
Сапрыкин продолжил свою речь о различиях в эпидемиологической ситуации. По его словам, мир перестал быть единым. Безусловно, различия были, отметил журналист, но если раньше различия обуславливались экономической разницей, то сейчас добавляется эпидемиологический фактор.
"Уже сейчас ты не можешь, например, поехать в Краснодарский край, а в Тульской области нет карантина совсем", — пояснил Сапрыкин.
По словам журналиста, мир станет множественным, в нем не будет проницаемости и сохранится низкая мобильность. Сапрыкин отметил неполноценность технологий. По его мнению, нет никакого универсального онлайна, в котором работают все функции.
"Когда мы переводим в онлайн образование или какие-то вещи, связанные с культурой, то мы видим, что это плохо работает и теряет ценность", — заявил Сапрыкин.
Например, школа. Мы ходим туда не только для того, чтобы получать знания. Или музыкальные концерты, куда приходят не только из-за музыки. Лишаясь этого в офлайне, мы лишаемся части социальных эмоций.
"В какой-то момент обществу придется назначить виноватого за все произошедшее", — сказал журналист, переходя к вопросу о том, какие реакции возникают у различных групп на пандемию. Он отметил, что видит, как пандемия стала подтверждением и так существующих теорий.
"Для Навального она доказывает, что всё разворовано и государство ничего не может сделать. Для феминистского крыла доказывает, что мужской мир неправильно устроен, что патриархат тратил так много денег на оружие, вместо того чтобы больше вкладывать в медицину. Для Прилепина виноваты либералы, которые требовали открыть границы, чтобы летать в свой Куршевель", — привел примеры Сапрыкин.
Он добавил, что ему интересно узнать, кто окажется виновным в произошедшем.
Выступавшие также поговорили про антропологические изменения из-за пандемии. Сапрыкин считает, что люди перестанут мыть руки по несколько секунд и обращать внимание на тех, кто носит маски. "Все это постепенно будет сдвигаться и становиться новой нормой", — заявил журналист.
Мороз вспомнила про культуру японцев, которые в общении держат физическую дистанцию. Этот фактор способствует низкому уровню зараженности.
Однако, отметила Мороз, чтобы выработались какие-то новые этикетные нормы, должно произойти что-то большее, чем карантин на несколько месяцев.
Апеллируя к теме жизни в онлайне, которую ранее затрагивал Сапрыкин, Мороз отметила, что даже онлайн могут сохраняться близкие взаимоотношения.
Она привела в пример свои занятия со студентами — порой у нее в кадре пробегает то кошка, то собака. По словам Мороз, такие вещи сближают ее и студентов.
К разговору о новой норме Мороз добавила, что ей "не хотелось бы, чтобы этот вызов привел к отказу от прежних антропологических практик".
"Понятно, что какие-то вещи изменятся. Например, отношение к экоповестке. Хотелось бы верить, что общество научилось лавировать, чтобы справиться с этой ситуацией",
— добавила культуролог.
"Способствует ли эпидемия тому, что люди начнут переезжать из больших городов в деревни?" — поинтересовался слушатель дискуссии.
"Разнообразные практики съемного жилья, арендованных машин оказываются под подозрением. И под подозрением оказываются мегаполисы. Всего этого хочется избежать", — ответил Сапрыкин. Он отметил, что все же остается экономический вопрос. Если кто-то не может позволить себе купить квартиру, то он будет ее снимать.
"Я подозреваю, что не в массовом порядке, но кто-то будет сколачивать коммуну и переезжать за город. Это может стать модным", — добавил журналист.
По словам Сапрыкина, во всем нынешнем состоянии есть экзистенциальные изменения. "У белки остановили колесо, она вышла из него и посмотрела, где находится", — сказал журналист.
Оба участника дискуссии согласились с тем, что в обществе происходит переоценка ценностей.
Анна К
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter