1. В российской власти отношение к ОБСЕ было лучше, чем к ПАСЕ. Так как Россия изначально была членом ОБСЕ, а организация исторически акцентирует внимание на вопросах стратегической стабильности, в отличие от ПАСЕ, в деятельности которой всегда превалировала тема прав человека. Однако и ОБСЕ не может быть в стороне от правозащитной тематики — Россия недовольна этим уже в течение почти двух десятилетий. Представляется, что основным триггером для нынешнего ухудшения отношений стала белорусская тема, когда Россия поддержала Александра Лукашенко. Приоритеты противоположны — российская власть опасается у себя аналога белорусских событий, тогда как большинство стран — членов ОБСЕ считают Лукашенко нарушителем прав человека.

2. Принятие резолюций по Украине и Крыму, а также Беларуси стало причиной того, что российская делегация демонстративно покинула заседание Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Так что отношения уже были в очередной раз испорчены к моменту отказа ОБСЕ направлять своих наблюдателей. При этом Россия не хочет делать необратимых шагов и совсем уходить с площадок ОБСЕ и ПАСЕ, куда при необходимости будет непросто вернуться.

3. В то же время и ОБСЕ не хочет заходить слишком далеко, чтобы не потерять Россию. Тем более, что прецеденты с отказом уже были в 2007 (плебисцитарные парламентские выборы) и 2008 (президентские выборы в рамках преемничества) годах и не стали катастрофическими для отношений между Россией и ОБСЕ.

4. В связи с этим отказ ОБСЕ направить наблюдателей, как ни парадоксально, может быть выгоден обеим сторонам – он не приведет к новому острому конфликту по поводу легитимации выборов. Вне зависимости от качества конкретных электоральных процедур ОБСЕ не может сертифицировать выборы, на которые кандидаты не допускаются из-за закона о причастности к деятельности экстремистских организаций. Для сохранения хотя бы минимально приемлемых отношений с Россией лучше не приезжать вообще.

5. А Россия "заместит" наблюдателей от ОБСЕ представителями СНГ (которые одобрительно отзываются обо всех выборах, куда их приглашают), а также своими симпатизантами из западных стран – из числа сторонников Марин Ле Пен, "Альтернативы для Германии" и др. По своему международному авторитету они не соответствуют наблюдателям от ОБСЕ, но для внутреннего позиционирования присутствие лояльных иностранцев может быть выгодно. Такая же технология применялась в СССР, куда любили приглашать западных "прогрессивных" деятелей, позитивно оценивавших советскую демократию. Сейчас "прогрессистов" сменили "реакционеры", но суть дела от этого не изменилась. А широкая российская аудитория слабо отличает одних иностранцев от других.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены