Сеть "Вкусвилл" извинилась за рекламу с ЛГБТ-семьей. Сеть "Ёби-доёби" извинилась за рекламу с темнокожим мужчиной. Сеть "Тануки" не стала извиняться за радужную символику и фото с темнокожими — атака на него продолжилась. 
 
В этих историях есть отличия. Публичной массированной атаки на "Вкусвилл" не было, но формат извинений за подписями топ-менеджмента позволяет предположить, что компания стремилась минимизировать возникшие неожиданно для нее политические риски. "Ёби-доёби" не выдержала публичной атаки со стороны "Мужского государства" — неформального радикального ультраправого сообщества, действующего в Интернете. Сеть "Тануки" решила принять вызов — атака "Мужского государства" на нее продолжилась. 
 
Государство в ситуации с атаками на бизнес из-за неприятия толерантности пока проявляет изрядную индифферентность, что неудивительно. Хотя сети официально ничего не нарушают, а в России нет общеобязательной идеологии, но толерантность по отношению к меньшинствам противоречит неофициальной "силовой идеологии", отстаивающей российскую идентичность в борьбе с западным влиянием. Соответственно, адептам "силовой идеологии" значительно ближе лозунги "Мужского государства", чем позиция сторонников мирового мейнстрима. Та же "Ёби-доёби" не получила эффективной защиты со стороны силовых структур и только после этого извинилась. 
 
Но здесь интереснее другое. Бизнес предпринимает рекламные акции, просчитывая реакцию целевой аудитории. И толерантная вестернизированная реклама соответствует предпочтениям клиентов, которым является средний класс крупных городов. Он встроен в мировые глобальные тренды, ориентирован на ценности самовыражения и экологические стандарты. Характерно, что "Мужское государство" представляет собой небольшую группу, которая давит своих противников напором, используя сотни сим-карт, на которые оформляются липовые заказы, дезорганизующие работу сетей и причиняющие им материальный ущерб. Это не реальный массовый протест недовольных потребителей, а его имитация.

А "Вкусвиллу", по эмпирическим оценкам, более существенный репутационный ущерб принесла не реклама, а вызвавшие недовольство целевой аудитории извинения. 
 
Это наблюдение важно и для прогноза политических и электоральных настроений. "Модернистский" средний класс, покупающий продукты во "Вкусвилле" и отмечающий семейные праздники в "Тануки", не обязательно оппозиционен — хотя уровень поддержки оппозиции в этой среде существенно выше, чем у других слоев населения. Но у него есть серьезные стилистические расхождения с "консервативной волной", основанной на подчеркнутом традиционализме и неприятии вестернизации — что влияет и на его политическое поведение. 

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены