Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему...
А.С. Пушкин

Одной из священных коров нашей историко-экономической мысли является апологетика реформы Витте 1897 года. Витте создал золотой рубль! Вот оно — достижение николаевской России!

Но ведь золото — простой товар. Пусть и дорогой. Пусть и сокровище. Может быть, надо было сначала обеспечить рубль товарным наполнением, а потом — золотым?

Во время Крымской войны функции министра финансов фактически взял на себя царь Николай I. Согласитесь, что совмещать должности царя, главнокомандующего и министра финансов невозможно. Финансы пришли в упадок.

Александр II пытался поправить ситуацию торговлей наркотиками и водкой. Россия участвовала на правах младшего партнера Англии в мерзкой Второй опиумной войне в 1858 году, "отжала" у Китая Уссурийский край, но серьезных доходов от торговли опиумом не получила. Рынок наркотиков был плотно занят Англией, Францией и США.

Тогда в России была введена позорная приписка мужиков к кабакам. Пейте! А не выпьете норму, то все равно платите даже за невыпитое! Но русские — не алкаши. Пить не стали. Страну всколыхнули трезвеннические бунты, народ целыми селами давал трезвеннические зароки, громил кабаки. Штыками, пулями и шпицрутенами либеральный царь усмирил свой не желавший спиваться народ. Ввел акциз на алкогольное зелье. Доходы от этого акциза составили примерно треть бюджета.

Параллельно Александр II освободил крепостных крестьян. Благое дело! Но это привело к резкому скачку инфляции, ибо часть российских денег до 1861 года была обеспечена особым товаром — крепостными. А тут — бац, и товар за одну ночь превращается в нетовар. Был скотиной — стал человеком. Продать уже нельзя. Инфляция взмыла вверх, ибо денег, обеспеченных крепостными душами, больше нет! Точнее, деньги-то есть, а крестьянских крепостных ревизских душ, которыми торговал тот же Чичиков, — нет!

С отчаяния русское правительство начало торговать своим недвижимым активом — продали в 1867 году Аляску США. Не помогло.

Но помог его величество случай! Он временно спас империю от финансового краха. Были открыты россыпи и жилы золота в районе Лены, Бодайбо и Красноярска. К тому же были усовершенствованы промышленные драги, позволявшие старать золотоносный песок на глубине до 30 метров. Началась сибирская золотая лихорадка. В 60-е годы XIX века Россия добывала почти половину мирового золота. Старать его можно было частным образом, а продавать только государству.

Однако Романовы есть Романовы. Для них расширение государства — фетиш. И чуть поправив свои денежные дела, Россия с оружием в руках влезла в Среднюю Азию и на Балканы. Грянула война с Кокандским ханством, Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. Потом мы денонсировали Парижские соглашения и вторглись в Турцию, перекроив балканскую карту, создав чемпиона по разрыву дипломатических отношений с Россией — независимую братскую Болгарию. К середине 80-х годов XIX века русские войска дошли до Мерва и Кушки. "Дальше Кушки не пошлют". Потому что дальше к тому времени — англичане. Больше воевать было нельзя. Кроме того, несмотря на золото и алкогольные доходы, русские финансы пели романсы.

И тогда в голову Александру II пришла простая мысль о том, что надо менять налоговую систему. До 70–80-х годов XIX века налоговая система России была архаична. Ее основу составляла почти средневековая подушная подать. В 1882 году подать пришлось отменять. Был введен поземельный налог, налог на недвижимость, промысловый налог и налог с капитала. Была расширена практика акцизов. Кроме спиртового и табачного акциза были введены акцизы на дрожжи, сахар, керосиновые лампы и спички. Ну, понятно, что дрожжи и сахар — дополнение к алкогольному акцизу. Идиотизм же косвенного налога на спички и лампы очевиден! От спичек казна получала аж 7 тыс. рублей! Кстати, под акцизный сбор в 1877 году попала и добыча нефти, которая тогда мало кому была нужна, хоть Россия и была лидером ее добычи. Кое-что казна получала также от гербового сбора и пошлин.

Главная же статья дохода была от торговли зерном. Зерно экспортеры гнали за рубеж по демпинговым ценам, имея 10%-ный льготный тариф на вывоз. Получали взамен твердую валюту: франки, марки, фунты. Эти деньги вкладывали в развитие промышленного производства, ибо еще один экономический фетиш Романовых — государственное промышленное предпринимательство.

А золото начали копить. Александр III дал установку: обеспечить рубль золотом. Золото не тратить! И в России началось немыслимое! Драгметалл придерживали, а продавать начали даже посевное зерно! В результате в 1891 году 16 губерний голодало, а в 32 ощущалась нехватка хлеба. Царь-голод бродил по империи, но Александр III упорно копил золото, продавал хлеб за рубеж и спаивал народ! К 1897 году было накоплено золота достаточно для того, чтобы выпустить новые бумажные деньги, на 70% обеспеченные золотым запасом. Это и была реформа С. Витте, тогда — министра финансов.

Сергей Витте

 

Здесь уместно сказать несколько слов о Сергее Юльевиче Витте. Он родился в 1849 году в Тифлисе и умер в 1915 году в Петербурге. Он был министром путей сообщения при Александре III, министром финансов и главой правительства во время Первой русской революции, во времена Николая II. Выходец из прибалтийских дворян, успешно окончивший Одесский университет, одаренный математик, в молодости — ярый монархист, мечтавший о контртерроре против народовольцев, а потом — либерал и автор знаменитого царского манифеста от 17 октября 1905 года, считался гением-управленцем, знатным путейцем и финансистом. Правда, как железнодорожнику ему можно вменить в вину крупнейшую катастрофу на Одесской железной дороге в декабре 1875 года, смерть более 400 человек.

Дело было замято, и Витте смотался за границу, где увильнул не только от уголовной ответственности, но и от призыва на войну с Турцией. Потом ему удалось заслужить прощение царя, ибо он дал несколько дельных советов по технической безопасности царского поезда. Александр III это оценил и дал ему должность министра путей сообщения. В сей должности Витте приложил огромные усилия для строительства Транссиба и многих ключевых дорог империи и был переведен на должность министра финансов. На этой должности он продолжает политику "пьяного" бюджета, увеличивает тарифы на перевозки и вводит золотой стандарт рубля.

И тут грянуло непредвиденное! В стране с дешевой аграрной слабой экономикой появилась дорогая (дорогущая!) валюта. Ну, представьте себе, что за спички и сургуч вы платите золотом?! Представили? Ближайший аналог такой системы — золотые прииски Аляски или Калифорнии во время "золотой лихорадки", где в салуне за стакан виски можно было заплатить золотым песком.

Что стимулируют дорогие деньги? Только крупные промышленные проекты с участием государства. Соответственно, идет рост полугосударственных синдикатов и трестов. Растут крупные заводы в десятке крупных городов. Промышленный пролетариат и тесно связанная с государством промышленная буржуазия развиваются бурными темпами в нескольких центрах. Остальная же страна перешла на бартер! Даже торговля с Китаем была в основном меновая! В те годы экономисты и публицисты-марксисты (Туган-Барановский и Ленин) громко и радостно заговорили о развитии капитализма в России, а их противники — экономисты и публицисты-народники (Лавров) — возопили об отсутствии капитализма в России. На мой взгляд, и те и другие были правы.

Внешняя торговля укрепилась. Еще бы! За английскую мануфактуру, немецкие машины и французский парфюм Россия платила золотом! И потому золотой запас страны за несколько лет рухнул на четверть! И царь Николай II не нашел ничего лучшего, чем для пополнения этого запаса занять денег у тех же англичан и французов! И так попал в политическую зависимость от английских и французских банкиров. А попав, вынужден был участвовать в их главной и самоубийственной авантюре — Первой мировой войне… А из ада этой войны вышли большевики, могильщики и царя, и России, и ее финансовой системы.

Дмитрий Левчик

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter