На днях я рассказал об акциях протеста и петиции против предстоящего с 15 сентября участия Анны Нетребко в четырех представлениях оперы "Макбет" на сцене Берлинской государственной оперы (Berliner Lindenoper).
А в Израиле, благодаря протестам русскоязычной общественности, уже удалось отменить гастроли московского театра "Ленком Марка Захарова", который в конце октября планировал показать израильтянам восстановленный спектакль "Поминальная молитва" по пьесе Григория Горина. Об этом сообщил организатор гастролей продюсер Гади Орон: "Мы не ожидали, что разразится такой скандал, как за, так и против, который вспыхнул из-за конфликта между Россией и Украиной. Мы все, как коллектив, так и я, нижеподписавшийся, полагаем, что не стоит усугублять разногласия между нашей публикой в Израиле. Посоветовавшись с руководством театра "Габима", мы решили освободить даты и отложить визит театральной труппы "Ленком" в Израиль до, как говорится, "шести вечера после войны". Остроумный намек на то, что о гастролях этого театра в Израиле можно будет говорить только после окончания "конфликта между Россией и Украиной", а если называть вещи своими именами, после прекращения агрессии России против Украины.
После победы Украины.
У человека несведущего, естественно, возникнет вопрос: а что такое? Разве может быть коллективная вина? В чем театральный коллектив провинился? Разве можно наказывать всего лишь за принадлежность к фашистскому государству?! — Это же небезызвестные с некоторых пор "всплески нацизма", только на этот раз не в Украине — в Израиле!
Вы думаете, я стебусь насчет "всплесков нацизма" в Израиле?! — Но именно об этом практически впрямую пишет "ни в чем не виноватый театральный коллектив" в своем "Открытом письме", 29 августа опубликованном в "Российской газете" (т.е. в официальном печатном органе РФ). Но об этом эпистолярном документе чуть ниже.
Сначала несколько слов про "ни в чем не виноватого".
Не будем здесь вспоминать Марка Захарова, имя которого носит сейчас "Ленком". Режиссера, снявшего "Убить дракона", но на закате жизни пошедшего к Дракону в доверенные лица, одобрившего аннексию Крыма и назвавшего Дракона "архиодаренным человеком".
Посмотрим на живых и здравствующих акторов и актеров "Ленкома".
Директор театра Марк Варшавер поддержал полномасштабное вторжение в Украину.
Актер Андрей Леонов (сын Евгения Леонова) — поддержал войну не только словом, но и делом: он подарил автомобиль оккупантам.
Актер Виктор Раков — поддержал войну.
Актриса Олеся Железняк — поддержала войну и упрекала президента Украины Владимира Зеленского за антироссийские действия, то есть за то, что Украина смеет сопротивляться агрессору.
Все трое перечисленных актеров должны были участвовать в израильских гастролях "Ленкома".
Приведу цитату из поста израильского блогера и общественного активиста, одного из организаторов, как я понял, израильских протестов Леонида Луцкого "Отомстить шестилетней девочке", где чуть подробнее описано, в какой Z-гадюшник превратился теперешний "Ленком" (пост написан до того, как стало известно об отмене гастролей):
"Очередной гастрольный кошмар на улице Ротшильд ожидает нас в конце октября. Ты их в дверь, а они в окно. Усилиями детишек ушедших ленкомовских звезд восстановлен захаровский спектакль "Поминальная молитва". Эти путинские комедианты давно нерукопожатные, поэтому для Израиля выбрана святая тема и святая пьеса Григория Горина. Это ваш вклад в борьбу с украинским нацизмом, дорогие театралы. Идите и любуйтесь игрой Андрея Леонова (Леонова-младшего) и постановкой младшего Лазарева, уже народного артиста РФ, Александра. Сервильного и нечистоплотного, как оказалось, Виктора Ракова и Олеси Железняк, которой дорога в Украину, после ее заявлений в поддержку СВО заказана. А к нам, выходит, всем этим неприкасаемым можно.
Леонов-младший подарил семейный автомобиль повышенной проходимости оккупантам, он возил им гуманитарную помощь, по госпиталям и на позициях артисты Ленкома устраивали выступления. Директор театра Марк Варшавер высоко оценил помощь Андрея Евгеньевича "защитникам Родины". Это какую, бл***ть, Родину вы в украинских степях защищаете?!
Марк Варшавер получил в 2022 году очередной орден "За заслуги перед Отечеством" уже второй степени, два предыдущих у него есть. А я вспомнил великую байку, как умирающему Зиновию Герду вручили третий. И вот лежит он и грустно рассуждает:
— То ли заслуги такие, то ли Отечество".
Что бы сказали обо всем, что сейчас творится, Зиновий Ефимович и Григорий Израилевич... В том числе и про ленкомовский гадюшник.
Очень точно автор поста отметил, что "Ленком" знал, какой спектакль повезти в Израиль! — "Поминальная молитва". Добавлю, что, кроме "борьбы с украинским нацизмом" здесь еще и тонкий расчет на то, что такую гастроль никто, из опасения быть обвиненным в антисемитизме, не сможет отменить.
Типичный путинский прием, кстати. Помните, когда в 2012 году, через полгода после приговора участницам Pussy Riot, Ангела Меркель посетила Москву и попыталась заступиться за девочек, Путин сказал ей, что "пуси" устроили антисемитскую акцию-провокацию: повесили в супермаркете чучело еврея. Понимал, сколь болезненным для канцлера Германии является вопрос антисемитизма, верно рассчитав, что после подобного обвинения фрау Меркель не будет углубляться в существо дела и на чем-то настаивать. Можно не сомневаться — если бы в это время Москву посетил Барак Обама, Путин сказал бы ему, что "пуси" повесили чучело негра.
А теперь обратимся к "Открытому письму" "Ленкома", о котором я говорил выше.
Вместо того чтобы помолчать и действительно счесть за лучшее подождать, пока не наступят шесть часов вечера после войны, коллектив театра разразился разнузданной вульгарной отповедью в адрес общественности, добившейся отмены гастролей.
Стиль этой отповеди напомнил недоброй памяти худшие образцы советского агитпроповского слога, да еще и с антисемитским душком — без чего, впрочем, агитпроп тоже редко когда обходился.
Почитайте и насладитесь этими высокими штилем и слогом. Они того стоят.
Несколько ремарок по тексту "Письма".
"...в нынешнее непростое время показ этого уникального спектакля мог стать значимым культурным событием. Сегодня он звучит особенно современно и актуально. Не только потому, что действие происходит в "украинском местечке", где живут русские, евреи и украинцы". Очевидный "тонкий намек" на украинский нацизм в нынешнее непростое время.
"...это спектакль о людях, о вере и доброте, и о том, как важно в любых ситуациях оставаться людьми, прощать и видеть в другом живого человека". То есть украинцы должны в любых ситуациях, даже в ситуации агрессии России против Украины, оставаться людьми, прощать и видеть в другом живого человека. "Другой" — то бишь российский захватчик. Одним словом, не очень завуалированный призыв прощать и видеть живого человека в несчастных российских мальчиках, которые иногда убийцы.
"...воодушевление "ленкомовцев" и ожидания тысяч израильтян немедленно стали душить грязные ручонки тех, для кого отсутствие памяти, испытанные методы угроз с националистическим душком и визгливым кликушеством, уже, к сожалению, стали разрушительной нормой... На "Ленком Марка Захарова" и его сотрудников обрушился шквал помойного словоблудия низкого пошиба, перемежающегося с угрозами "местечковой коммунальной кухни". "...противостоять кучке агрессивного меньшинства, изрыгающего угрозы и нецензурную брань..." Тот самый приснопамятный агитпроповский стиль c антисемитским душком.
А это уже не душок, а открытый антисемитизм, приправленный прямым обвинением современной Украины в нацизме: "Корчащиеся в бессильной злобе израильские "Иваны, не помнящие родства", изображающие победное ликование, всего лишь вновь продемонстрировали неприглядный вид "защитников Украины", сыто сидящих на государственных шеях различных стран. Тех самых "патриотов", что убежали из ставшей вдруг "любимой Украины", с ее антисемитскими и русофобскими шествиями и лозунгами, открытыми маршами в честь Бандеры и дивизии СС "Галичина", с ее ярыми, национал-фашистскими выступлениями ведущих политиков, героизацией нацизма и открытой многолетней войной против русских на Донбассе. Подобная наивная слепота уже привела к "Холокосту" и Второй Мировой Войне".
Дикая мешанина. Смысловая и временная. Оказывается, агрессор — не Россия, а Украина, ведущая открытую многолетнюю войну против русских на Донбассе (и не постеснялись ведь эти культурные деятели привести зады путинской пропаганды). Оказывается, это не агрессивная политика Путина грозит привести к Третьей мировой, ядерной войне — это ярые, национал-фашистские выступления ведущих политиков Украины (часом, не еврея Зеленского ли?) привели к войне против русских на Донбассе. И, оказывается, именно такая политика привела в свое время к Холокосту и Второй мировой войне! — Как тут не сделать вывод, насколько вовремя Путин начал свою СВО, чтобы не допустить новый Холокост — на этот раз русских — и Третью мировую! Просто спаситель Человечества от ядерного Апокалипсиса!
Обращаю еще внимание на содержащееся в этой цитате типичное оправдание войны, начатой Путиным против Украины, всех чудовищных преступлений русского вермахта — преступлениями "фашистов-бандеровцев" во Вторую мировую, независимо, кстати, от того, совершались ли они действительно бандеровцами — или энкавэдэшниками под маркой бандеровцев (подробно об этом см. в моей статье "Бандера и бандерлоги").
Об этом пишет и Леонид Луцкий, которого я цитировал в начале статьи:
"19 августа в Чернигове от ракетного удара погибла шестилетняя девочка Софийка, чье фото я разместил.
А вчера, читая комментарии к постам в защиту спектакля, впрочем, очень немногочисленные, нашел следующую аргументацию:
— Я ненавижу фашистов-бандеровцев, от их рук погибли мои предки.
Это вы, suki позорные, руками убийц отомстили невинной Софийке?!"
Вот почему этот пост в фб назван "Отомстить шестилетней девочке".
Ответ в десятку: так это вы за преступления "бандеровцев" во Вторую мировую убиваете сегодня украинских детей?
Шестилетняя Софийка Голынская, убитая Россией в Чернигове 19 августа 2023 года.
И эти высококультурные, высоконравственные и высокоморальные люди возмущаются и недоумевают, почему израильская общественность потребовала отмены их гастролей?! Мне только интересно: действительно не понимают — или только придуриваются? И еще становятся в позу униженных и оскорбленных! И еще хватило совести сослаться на Киевский театр и Богдана Ступку, словно в подтверждение своих мыслей, как на единомышленников! Могу себе представить, какими словами припечатал бы этих "единомышленников" действительно великий Богдан Ступка, по адресу какого корабля велел бы им всем поскорее отправляться!
Табу всем театрам и деятелям культуры, так или иначе, прямо или косвенно поддержавшим эту преступную войну против Украины, этот холокост XXI века!
Можно ли себе представить, чтобы культурные деятели нацистского рейха вообще, а тем более поддерживавшие его политику, во время Второй мировой войны разъезжали с гастролями по миру?! Поэтому — никаких гастролей Z-театрам и Z-артистам вне территории Мордора!
Табу! — До тех пор, пока эти деятели не покаются за свое соучастие. И в шесть часов вечера после войны не прочтут во искупление своей вины поминальную молитву по всем, в том числе с их одобрения, убиенным в Украине!
P. S. Читатель у меня в фб спросил, читал ли я пост Виктора Шендеровича по этой теме.
Я ответил, что забанен Виктором Анатольевичем, поэтому не имел возможности прочитать его. Тогда читатель скопировал и прислал мне текст.
Что я могу сказать? — Только одно: замечательное эссе. Блестящий слог. Тонко. Иронично. Умно и остроумно. Все соразмерно, каждое слово на своем месте.
И с содержанием в целом я согласен. Но есть нюансы.
"Отмена гастролей "Ленкома" в Израиле — с "Поминальной молитвой" Григория Израилевича Горина! — это такая нравоучительная кода, которую, я думаю, постеснялся бы сочинить сам драматург..." — пишет Шендерович. А разве отмена выступлений самого Виктора Анатольевича — в Лондоне, например, в Тбилиси — это не того же рода нравственная кода?
Поэтому очень верные замечания: "Сухая шкурка, бывшая когда-то хорошим поэтом или художественным брендом, продолжает ещё чего-то стоить на рынке какое-то время" и "Свет погасшей звезды продолжает идти многие годы, и попасть в славный зал на Малой Дмитровке, наверное, по-прежнему трудно и будет трудно ещё какое-то время" я бы на месте Виктора Анатольевича примерил и на себя: в том смысле, что толпы его почитателей, по инерции зачарованные идущим от него светом, не хотят пока вникать в его откровения последнего времени и останутся его фанатами какое-то время.
"...многие последние годы жизни Марка Анатольевича Захарова игра заведомо не стоила свеч. Даже если бы Путин не оказался убийцей и военным преступником, а остался бы, как в начале своего пути, обычной номенклатурной молью, — все равно бы не стоила!"
Господи, я устал уже писать, что эта номенклатурная моль с самого начала была убийцей и военным преступником — когда ещё за полгода до своего президентства взорвала дома и устроила геноцид в Чечне! — Или Виктору Анатольевичу ничего об этом не известно?