Таки посмотрел фильм "1993" и отпишусь по нему.
Начну, как обычно, издалека.
Помнится, Межуев писал, что нынешний режим по большому счёту стоит на массовой негативной памяти о 90-х, но констатировал: это вещь поколенческая и если не снять о них соответствующее кино, передать тот опыт новым поколениям не выйдет и уже не выходит. При этом он указал и причину, почему такое кино не снимают: слишком много будет неудобных вопросов на тему "где вы были в те годы", причём тот же Михалков, нынче гневно клеймящий 90-е - далеко не исключение.
Ну что же, дождались мы кино про 90-е. Я не буду пересказывать сюжет, это и без меня сделают другие, но отмечу: не знаю, как оно там в книжке Шаргунова, которую я не читал и не планирую, но в фильме мы видим подход, объединяющий Дудя и Льва Толстого: дать некую панораму жизни на фоне исторического сюжета. Причём стремление показать панораму "90-х вообще" порой превалирует над достоверностью конкретной осени 1993-го. Так, среди защитников ВС фигурируют люди в очень уж характерном нацбольском прикиде, хотя партия Лимонова была тогда ещё где-то в проектах и толком никак себя не проявила в тех событиях. Правда, случился один откровенный ляп: в одном из эпизодов фигурируют среднеазиатские гастарбайтеры, которые появились в Москве лишь в нулевые.
При этом существенным для восприятия фильма является то, что мы смотрим его из 2023 года и, если угодно примеряем 90-е на себя именно из сегодняшней системы координат.
Главный герой, научный сотрудник, ставший ассенизатором и переехавший за город с целью завести подсобное хозяйство невольно навевает мысли о представителях "неконвертируемых профессий", сваливших от могилизации куда-нибудь в Казахстан и промышляющих чёрти чем.
Его жена, которая очень хочет свой бизнес, понятия не имея, каким конкретно он мог бы быть и из этих соображений горой за Ельцина... Ну, тут вспоминается и нынешняя мода на либертарианство (к слову, в фильме есть и эдакий аналог Светова, только предпочитающий дам постарше и соблазняющий главную героиню), и, с другой стороны, всякие персонажи, которые Zа из соображений пробиться куда-нибудь.
Парень, встречающийся с их 16-летней дочкой, который очень хочет заработать, идёт шестёркой в ОПГ, в итоге убивает их соседа (о нём ниже) и вскоре сам гибнет в разборках. Ну, в наши дни подобный тип бы вероятно заключил контракт, задвухсотил какое-то количество украинцев и задвухсотился сам.
Сосед главных героев, разбогатевший еврей, смотрящий, однако с пессимизмом в будущее и желающий уехать из России, но медлящий из-за нежелания жены уезжать. В итоге его убивают и вдова плачет, что не успели уехать. Не получается не вспомнить при виде его истории тех, кто не уехал после начала эры Z и в итоге сел по политстатье. А уж сколько зависти к уехавшим было у оставшихся, когда случилась могилизация...
И так по всем кочкам вплоть до неких активистов, мешающих главному герою купить дочке билеты на Майкла Джексона, ибо это поддержка правительства и капитализма, а значит, противоречит интересам трудового народа, вызывающих чувство "тогда они только на улице мешались, а теперь сидят в кабинетах".
Так или иначе предстающие перед зрителем 1990-е мягко говоря не производят впечатление золотого века, но в 2023 году подобной картиной уж точно не напугаешь. Если не знать о 90-х ничего вообще и увидеть только "1993", впечатление будет такое:
тогда тоже было трудное время, но все хотя бы могут говорить, что думают.
! Орфография и стилистика автора сохранены