Украинские солдаты уже третью неделю занимают плацдарм на левом (оккупированном) берегу Днепра. Что вызывает много разговоров о полноценном десанте с развитием атаки и наступлением. Сегодня я объясню, почему сейчас такая десантная операция невозможна и какие условия нужны, чтобы сделать ее реальной.

Кажется, что удерживая плацдармы в районе Крынок и Песчановки легкими силами, ВСУ делают высадку более вероятной. Потому что вот она — подконтрольная территория, не нужно высаживаться в неизвестность — на другом берегу встретят свои. Однако все скорее наоборот.

Плацдармы ВСУ в районе Крынок и Песчановки

 

Важнейший фактор высадки через водную преграду — внезапность. Нужно постараться неожиданно и как можно быстрее перебросить максимальные силы. Чтобы те первым рывком преодолели слабую оборону (по водной границе она всегда слабее) и вышли на оперативный простор, нанося противнику чувствительные удары. Отвлекая его от собственно места высадки и линий снабжения. Для этого зачастую проводятся сложные отвлекающие операции. Например — "Мясной фарш", когда союзники убедили немцев, что высадка будет в Греции, а сами высадились на Сицилии. Во время высадки в Нормандии Гитлер до последнего верил, что основной удар будет в районе Кале и не позволял применять силы, которые могли серьезно навредить союзникам.

С этой точки зрения никакой внезапности ожидать уже не стоит. Российская армия явно усилила контроль за берегом Днепра и привлекла дополнительные силы. Возможно небольшие, но любое усиление противника вредит темпу наступления. Конечно, есть еще один вариант — текущая высадка отвлекает внимание от большой десантной операции в другом месте Днепра. Это рабочий вариант, однако есть и другие факторы, перейдем к ним.

Перебросить значительные силы (от полка) через реку — очень сложная задача. Даже Северский Донец стал могилой для российских войск в 2022 году. А Днепр раз в 10 шире и сложнее.

Разгром российских войск на реке Северский Донец в районе Белогоровки в мае 2022 года

 

Но теоретически ВСУ могут сделать это с помощью лодок, понтонов и даже небольших плотов. Однако представьте, что произойдет, когда, скажем, механизированная бригада окажется на левом берегу. Сразу же возникнет вопрос снабжения. В течение 2-3 суток остро понадобятся:

1. Боеприпасы для стрелкового оружия

2. Подкрепление личного состава

3. Эвакуация раненых

4. Продукты питания и чистая вода

5. Топливо для машин и генераторов

6. Боеприпасы для артиллерии

Первые четыре пункта можно попытаться закрыть с помощью быстрых лодок, которые сложно подбить дронами или авиабомбами. Топливо эффективнее всего качать через шланги, брошенные по дну. Так делали и союзники во Франции. Но конечно перебросить топливопровод нельзя за один день — первое время нужно возить в канистрах или топливозаправщиках. Со снарядами для артиллерии без серьезных барж или работающего понтонного моста не обойтись.

Есть еще транспортные вертолеты. Но они мгновенно станут целью российского ПВО (тех же истребителей), а ВВС Украины не обладают огромным парком Ми-8, Ми-24 и других транспортников.

Вопрос топлива и снарядов — ключевой. Что делает обязательным наличие полноценной переправы. Либо мостов, либо паромного сообщения, которое позволит перевозить тяжелые грузовики и, желательно, технику.

Для примера давайте прикинем, сколько нужно снарядов одной бригаде. В механизированной бригаде ВСУ два артиллерийских дивизиона (12+12 САУ или гаубиц), а также танковый батальон — 30 танков. То есть 54 единицы техники, использующей тяжелые боеприпасы калибром от 122-мм до 152-мм. Если расчеты, которые я встречал, верны, то один грузовик везет в районе 60 выстрелов (снаряд+пороховой заряд). Танковых боеприпасов помещается больше, артиллерийских меньше. То есть очень округленно можно сказать, что для одного залпа всей техники бригады нужен один грузовик. 10 выстрелов на ствол в день — 10 грузовиков. 20 выстрелов — 20 грузовиков. И так далее. А ведь у бригады есть еще и РСЗО.

 

САУ "Акация". Сейчас ВСУ во многом используют западную технику, но снаряды занимают примерно тот же объем в грузовиках и логистика не стала проще

 

Без снабжения даже полноценная бригада окажется в ловушке. Более того, чем значительнее переброшенные силы, тем важнее для них снабжение. Ведь им нужно действовать как можно активнее.

Смотрите сами, пока 1-2 роты ВСУ обороняются в Крынках и Песчановке, они могут прятаться в отдельных зданиях, окопах, кустах и подвалах. А что делать 1000 солдат? Да еще и с техникой? А 5000? Расширять подконтрольную территорию как можно скорее. Чтобы рассредоточить силы и оттеснить противника как можно дальше от переправы. Отсидеться не получится — нужно сразу атаковать и тратить максимальное количество ресурсов. А значит и снабжение требуется сразу и в максимально доступном объеме.

В идеале должны быть 2-3 понтонных моста в нескольких местах и переправа на судах. Для подстраховки и рассредоточения маршрутов. Однако даже в самом лучшем варианте, будет возникать вот такая ситуация:

Упрощенная схема работы переправы

Понтон — всегда узкое место и на берегах будут скапливаться грузы и транспорт. Если попасть по самому мосту — нетривиальная задача, то бомбить места его стыковки с берегом куда проще. Защититься от этого силами ПВО на месте — нереально, российские ВКС имеют не только корректируемые авиабомбы с УМПК, летящие на десятки километров, но и ракеты "воздух-поверхность". Такие как Х-59 с боевой частью под 300 кг. Можно вспомнить и про дальнобойные РСЗО, ракеты ЛМУР для вертолетов и даже тактические ракеты комплекса "Искандер". Такие уже применялись российскими военными для ударов по высадившимся украинским войскам.

А теперь внимательно посмотрите на эти кадры.

Вы видите пойму реки Днепр, которая в 2-3 раза шире самой реки. Пойма — заболоченная местность с многочисленными озерцами и протоками. Перебросив мост через Днепр, придется еще и прокладывать прочную дорогу через пойму. Буквально создавая насыпь или закладывая пространство полотном.

Широкая пойма распространена по всему нижнему течению Днепра от Новой Каховки и южнее. Думаю, почва высохшего водохранилища тоже не подходит для передвижения тяжелой техники (но тут у меня мало данных), да и расстояния там куда больше, а пространство открытое. Поэтому единственный узкий участок — это разрушенная дамба. Там дороги подходят прямо к берегу и будь конструкция целой, она стала бы идеальной дорогой для снабжения. Возможно, постройка моста на основе остатков дамбы все еще лучшее решение. Но тут нужен вердикт инженеров и наверняка сделать это будет сложнее и дольше, чем понтон через реку.

Разрушенная дамба Каховской ГЭС

Получается, что ВСУ выгодно высаживаться там, где уже есть насыпи через пойму — возле автомобильного и железнодорожного Антоновских мостов. Но это лишает их преимущества внезапности, а российской армии позволяет легко нацелиться именно на эти два района. Впрочем, любые другие даже заново возведенные дороги быстро окажутся под прицелом.

Не важно как быстро их построят, важно то, что они должны функционировать день за днем, день за днем. Если их не разбомбят в первый день — значит это произойдет на второй, третий и так далее. Вспомните проблемы российских войск на правом берегу, когда HIMARS повредил мосты и дорогу на дамбе. Даже с работающим понтонным мостом, имея преимущество в воздухе, российская армия оказалась в ловушке и была вынуждена отступить.

Идем дальше. Допустим условия для постройки переправы соблюдены и она функционирует. О том, что для этого нужно поговорим в конце. Но теперь, высадившись, украинским войскам придется действовать. И впереди у них огромное открытое пространство с довольно жидкой сетью дорог. В текущей ситуации важнейшей задачей десанта ВСУ был бы не выход к границам Крыма, а соединение с сухопутными частями Запорожского фронта. Сейчас расстояние между ними больше 200 километров. Мало просто наступать от Днепра на восток или северо-восток. Надо действовать одновременно, чтобы объединиться где-то на рубеже Мелитополя — Веселого.

Десантная операция как часть масштабного наступления ВСУ

 

Это необходимо чтобы как можно скорее снять зависимость от водных путей сообщения, которые постоянно будут оставаться под ударами авиации и тактических ракет. Из этого мы понимаем — для успеха десантной операции в Херсонской области она должна быть частью общего наступления. С привлечением значительных сил. Чтобы заставить российских генералов распылять силы на два направления.

Иначе подразделения ВСУ на берегу окажутся под изматывающим огнем противника, рискуя быть отрезанными в любой момент. Даже дойдя до Крыма они будут в таком положении. Этот огромный колосс из бригад, рвущихся на восток, получит глиняные ноги в виде шатких понтонов.

 

Как бы далеко не наступали части, они будут опираться на уязвимые переправы

 

Еще одна причина, по которой нынешняя высадка не может быть началом десантной операции — время. Распутица, дожди, первые холода — все это затрудняет наступление и требует больших трудозатрат. Сейчас ВСУ находятся в фазе восстановления после летнего контрнаступления и вряд ли готовы вложить кучу ресурсов в такую рискованную атаку. А ведь на левом берегу они столкнутся и с минными полями, и с ПТРК, и с другими средствами обороны, которые остановили их под Работино и Старомайорском. Позиции тут слабее, безусловно. Однако и наступать сложнее по вышеозвученным причинам.

Можно ли вообще провести высадку десанта через Днепр?

Конечно — при соблюдении некоторых условий. Вот таких:

Превосходство или как минимум паритет в воздухе

Когда ВСУ получат истребители F-16, они смогут отогнать российские самолеты дальше от линии фронта, откуда уже не получится запускать ФАБ с УМПК и большую часть ракет. Также понадобится большое количество систем РЭБ и ПВО для борьбы с беспилотниками и дальнобойными ракетами (баллистическими и крылатыми). Все эти системы будут защищать друг друга и переправы. Закрыть небо на 100% вряд ли выйдет, но главное — обеспечить хотя бы временную работу мостов с регулярным ремонтом.

Масштабная наступательная операция на юге

Новое наступление со стороны Орехова на юг с использованием большого числа бронетехники и средств разминирования. Которое отвлечет на себя российские силы и позволит нанести второй удар с запада. При этом сохраняя перспективу объединения наступающих армий где-то в районе Токмака.

Сконцентрированные по времени удары по инфраструктуре

Мосты и дороги из Крыма, склады, расположения личного состава, аэродромы, радары и комплексы ПВО — все это должно поражаться одним мощным ударом в короткий срок. В течение недели, например. Чтобы российские части не успели опомниться и перебросить резервы и ресурсы. По возможности удар по Крымскому мосту.

Концентрация инженерных средств и морского транспорта

Пути снабжения должны появится в первые сутки после переброски войск. Для этого понадобятся усилия 2-3 инженерных подразделений. Баржи и лодки помогут в доставке грузов пока нет мостов и дорог.

Удобная погода

Вполне возможно, подойдет и зимнее время. Если земля промерзнет достаточно, а на Днепре или хотя бы в пойме встанет лед, подходящий для движения пехоты, это упростит транспортировку. Конечно, зима — капризное время, внезапные потепление или морозы могут все испортить. Лето стабильнее. Поэтому скорее стоит ожидать подобных операций в середине-конце следующей весны, не ранее.

В заключение скажу, что теоретически ВСУ могут рискнуть и попытаться атаковать через Днепр и без этих условий. Даже сейчас — прямо завтра. Рассчитывая на то, что российская армия будет действовать глупо и несогласованно. Что самолеты и дроны не прилетят и не разбомбят мосты. Что подразделения не будет переброшены с Запорожского фронта, а солдаты побегут после первых же выстрелов. Однако такой расчет станет невероятным риском. Если судить по тому, что я наблюдал ранее, ВСУ так рисковать не будут.

 

 

 

Ян Матвеев

telegra.ph

! Орфография и стилистика автора сохранены