Все здесь начиналось в августе 1939-го под конспиративным предлогом лисьей охоты. Красные пиджаки, кони, гончие, егеря, машины с провизией и какими-то грузами...

Здесь действительно будут охотиться, но не на лис.

Так начнется знаменитый Блечли парк - сверхсекретная штаб-квартира международной команды дешифровщиков и переводчиков: Алана Тюринга, Дилли Нокса, Гордона Уэлшмана, Ф. Люкаса, Генрика Зигальского и других.

Ходит шутка, издевающаяся над легендарной британской беспомощностью в иностранных языках. Война. Блечли.

— Сэр, мы перехватили и расшифровали важнейшую коммуникацию между ставкой Гитлера и его командованием во Франции.

— Молодцы! Прекрасно! О чем там?

— Мы не знаем, сэр. Там все по-немецки...)))

Здесь собрались математические гении, они разработали первые компьютеры, с помощью которых просчитали и взломали закодированную коммуникацию нацистов (ее кодировали с помощью "неприступных крепостей шифрования" - немецких машин "Энигма" и "Лоренц").

Начало всему было положено, когда в 1939 году, перед неминуемым вторжением, польские дешифровщики Мариан Риевский, Ежи Рожицкий, знакомые с кодами немецкой машины "Энигма", создали прототип компьютера "Бомба", способный их дешифровать и передали британцам.

Хотя нацисты изменили потом принцип кодировки, начало беспрецедентному центру в Блечли парке было положено...

В честь польских шифровальщиков на территории Блечли парка создан Польский мемориал.

С помощью перехвата гитлеровской коммуникации союзники знали следующее:

- геолокацию подводных лодок

- предстоящие бомбардировки британских городов (летчики вылетали на перехват)

- узнавали действия японского командования

- планы действий итальянского командования

- планы действий советского командования (до июня 1941 года, после чего, став союзниками, информацияй стали делиться, шеф операций - Джон Тилтман)

- узнавали план действия гитлеровцев на Средиземноморском театре действий итд.

Несколько раз гитлеровцы почти догадались, что их "читают".

С помощью шифровальщиков Блечли был предопределен исход многих битв Второй мировой, спасены сотни тысяч жизней, и война окончена ранее, чем могла бы - таков консенсус историков.

Люди работали здесь до 1945 года.

Среди дешифровщиков было множество женщин.

В Блечли работало более ста евреев, а математик Вальтер Эттингхаузен даже основал Сионистское общество, которое собиралось по средам. Семья Богуш, переехавшая из Лондона в Блечли (их дочь работала дешифровщицей), приглашала религиозных еврейских сотрудников на субботние обеды.

А еще в Блечли был самодеятельный театр драмы и балета, клуб шахмат (естественно!), фехтования (тоже интеллектуальный спорт!), своя библиотека, клубы по изучению языков.

Зимой, когда озеро перед особняком Блечли замерзало, сотрудники катались по нему на коньках.

Не дешифровкой единой: сотрудники влюблялись. Сыграно было несколько свадеб. Две семьи жили в коттедже на территории Блечли.

В кафе Блечли парка даже меню почти такое, какое предлагали сотрудникам: пресная тушенка, хлебный пудинг, кофе с корицей, эль, который варят тут же.

Но главное - атмосфера 40-х в Блечли парке воссоздана блистательно и погружение было полным.

Судите по фотографиям!

На одном из зданий Блечли увидела вывеску: "Разработчики веб-ресурсов". Символично.

Идея войн будущего как противостояния технологий и интеллекта, получила свое первое подтверждение и воплощение здесь...

"Гусыня, которая несет золотые яйца и при этом не гогочет", - так назвал Блечли Черчилль.

* * *

И еще по теме: моя рецензия на фильм o Блечли и Алане Тьюринге "Игры в имитацию"

ОТРАВЛЕННОЕ ЯБЛОКО ДЛЯ ГЕРОЯ...

Итак, "Imitation Game" (или "Имитационная игра"? "Игра в имитацию?" - название отсылает к названию работы самого главного героя, но смысл фильма передает слабо).

Первое. Отлично сыграно и снято!

Второе. Фильм ставит очень важные вопросы, и делает это с минимальным для большого экрана упрощением. Никакого дидактического тона, никакого морализаторства – просто история человеческого гения, триумфа и трагедии, рассказанная по-чеховски просто в изумительно переданной на экране атмосфере и реалиях 40-х годов.

О чем этот фильм? Несомненно, найдутся те, кто увидит в фильме только проблему гомосексуализма и на ней зациклятся. И жаль, потому что это только одна часть вопроса, над которым заставляет задуматься фильм - о бремени людей НЕПОХОЖИХ, инаких, не умеющих вписаться, и одновременно, именно благодаря своей непохожести, обладающих уникальным талантом и подходами, без которых – в этом случае - невозможность выживания, ибо без гения Алана Тьюринга война, скорее всего, продлилась бы еще несколько лет и унесла миллионы жизней.

Однако герой ошельмован и гибнет.

Получается, все, что ниже пояса, гораздо более определяет человека и его место в обществе, чем то, что выше плеч?

В основе – реальная история.

Конечно, кто бы сомневался!

Так ведь всегда и бывает!

"Смерть героя"…

“Sometimes it is the people no one imagines anything of who do the things that no one can imagine” – рефреном повторяют герои очень важное для себя: "Иногда тот, от кого меньше всего ждут, совершает то, чего другие и вообразить не в силах".

Никто и никогда не знал бы о том, что происходило в обычном викторианском особняке Blechley Park, настолько был он засекречен. Только в 1974 году в Англии стали появляться первые мемуары тех, кто работал там, и плотный туман таинственности понемногу, клочками, рассеиваться. Кстати, это место в 40 километрах от Лондона, так меня заинтересовало, что хотелось бы его увидеть!

Все действующие лица фильма действительно существовали и работали в “домиках 6 и 8” (hut 6,8). Это действительно так, критерием отбора на эту сверх-секретную работу было решение всего кроссворда в “Телеграфе” за менее, чем 10 минут.

Среди отобранных для этой работы "счастливчиков", каждому из которых за разглашение тайны грозила более чем реальная смертная казнь, был шахматный чемпион, красавец и любимец дам Хью Александер (Martin Goode), для которого эта работа будет означать конец его блистательной шахматной карьеры (никогда не выпустят его за рубеж на международные турниры).

Был среди них единственный из всей группы выпускник Оксфорда (а не Кембриджа!) Питер Хилтон (Mathew Beard), который первым и начнет писать о подвиге шифровальщиков Блечли парка. Был среди них и советский шпион Джон Кейнкросс (Allen Leech или печальный вдовец Thomas Branson из “Downton Abbey”), – скорее всего, о его шпионской деятельности было известно таинственному шефу MI6 Стюарту Мензесу, (его играет Mark Strong), о котором ходили небезосновательные слухи, что шеф разведки - внебрачный сын короля Эдварда VII. Очень возможно, Мензис и Черчилль использовали Кейнкросса для передачи советскому командованию строго дозированной и тщательно отфильтрованной информации о передвижениях гитлеровских армий: все же союзники! А, возможно, Кейнкросс вел двойную игру.

С генералом Деннистоном (Charles Dance, он же - жестокий Tywin Lannister из “Игры Престолов”) явно переборщили. Реальный Деннистон отнюдь не был врагом Тьюринга, и, наоборот, всемерно содействовал успеху команды, но общий тип такого вот жесткого, скорого на расправу командующего высших эшелонов, несомненно существовал и был нередок.

Ни сном ни духом не должны были догадаться гитлеровцы, что шифр раскрыт – изменили бы и усложнили коды и ушло еще полгода на расшифровку!

Гитлеровцы и не догадывались, ибо представить не могли, что это кто-то из людей способен просчитать 150 миллионов комбинаций, которые к тому же и менялись каждый день. Но кто же знал, что некто создаст машину, способную просчитать гигантское количество комбинаций. Машину-мозг. Компьютер.

Дело дошло до того, что британская разведка читала все приказы Гитлера своим генералам еще до того, как их получали адресаты.

Советская разведка знала Кейнкросса как агент "Лист", за любовь к музыке. “Прокололся” Лист в 1951 году, после побега в Москву шпиона Гая Берджеса, одного из знаменитой “кембриджской пятерки” шпионов. Во время обыска на квартире Берджеса найдены шифры и записки от Кейнкросса. Берждес, как известно, в Москве не прижился, страшно тосковал, спился и умер в 1963-м году. Кейнкросс, говорят, из-за пережитого стресса, тоже умер год спустя, в 1964-м.

Вот такие итоги…

Гитлер мечтал о создании новой Германии, "тысячелетнего рейха"- общества, править которым будет высшая раса физически и психически совершенных людей, а стандарт этот был определен идеологами и даже медиками и антропологами раз и навсегда – идеальные тела спортивных арийцев и ариек, готовых воспроизводить миллионы себе подобных, включая мозги, которым придала форму и расположила извилины геббельсовская пропаганда. Все "нетрадиционное", (и конечно же сексуальная ориентация!) - все, что не вписывается в определенный рейхом стандарт – "неполноценно" и не имеет права на существование.

Скорее всего, Алан Тьюринг страдал еще и синдромом Аспергера, это форма аутизма, о котором тогда не было известно. Симптомы - трудность в общении с окружающими и способность мозга к высочайшей концентрации на мельчайших деталях задачи. Такие люди – прирожденные программисты, компьютеры – их стихия.

К слову, автор "Алисы" Льюис Кэррол, тоже был, как и Тьюринг, эксцентричным профессором математики.

Алан Тьюринг не был не от мира сего и далек от простого человеческого участия, как показано в фильме. Например, сохранились свидетельства о том, что он активно помогал общине еврейских беженцев. Только тот, кто сам гоним за свою врожденную природу, может до конца понять другого, кто тоже гоним за природу свою? Возможно...

Так вот, какая же все-таки ирония, что огромный урон гитлеровской военной машине нанес человек, мало того, с нестандартным, согласно прошлым заблуждениям, "неполноценным", да еще и ключ к шифру ему дал как раз фашистский клич "хайль гитлер", повторяемый регулярно в конце сообщений, что помогло просчитать последовательность букв!

Есть о чем задуматься.

В том числе и о смысле одержимых попыток приведения всех человеческих существ к единому “полноценному” стандарту.

Поиздевалась, что ли, история над гомофобами Рейха, выставив им столь несокрушимого оппонента?

Или История сильно намекает на то, что общество, где слишком сильно стремление к "стройным рядам" и "все как один" и "мыслей хором", (как в кэрроловской "Алисе"), само обрекает себя на воспроизводство стандарта в ущерб мышлению уникальному и нестандартному?

Британии повезло больше.

В 1952 году Алан Тьюринг был уличен в сожительстве с мужчиной, обвинен в “злостном неприличии” (так, наверное, можно перевести gross indecency, как тогда называли гомосексуализм и приговорен к гормональному “излечению”.

Сильнейшие гормоны вызвали в нем тяжелую депрессию, пострадали память и умственные способности…Жить стало незачем. Он напитал цианидом яблоко, ОТКУСИЛ от него, и умер. Покойный Стив Джобс знал об этом роковом яблоке, я уверена.

И это именно оно на логотипе Эппл...Надкусанное Яблоко Тьюринга.

Теперь я знаю.

Смерть Тьюринга - за кадрами фильма. Этого вы не увидите.

Хью Александер, тоже ненадолго переживший Тьюринга, узнав о его смерти, сказал отважные по тем временам слова: “Если бы вы казнили его раньше, мы проиграли бы войну!”

Джоан Кларк (Keira Knightly) наверное, очень любила Тьюринга, так как своей ориентации он от нее не скрывал, и все равно она согласилась на помолвку, и их до самой его смерти связывала отчаянная дружба. Но помочь ему она тоже оказалась бессильна. Нетрудно понять - они были так схожи в своей нестандартности – быть талантливейшей женщиной-математиком, куда как предосудительная вещь по тем временам! Она переживет всех мужчин из своей “команды”. Джоан не станет только в 1996 году.

Только в 2013 году специальным королевским указом Алан Тьюринг был “посмертно реабилитирован”.

Формулировка знакомая – вздрогнешь.

Британия вынесла урок? Да, однозначно. И не только Британия.

Что человек – ценнее, удивительнее и сложнее любых схем, и если приходит большая беда, нужны уникальные способности ВСЕХ, чтобы ей противостоять?

“Иногда тот, от кого меньше всего ждут, совершает то, чего другие и вообразить не в силах".

Современники уже начавшегося с Украины нового мирового противостояния, мы убеждаемся: это так...

Карина Кокрэлл-Фере

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены